Now Reading
Об инклюзивном обществе.
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Блоги > Ринат > Об инклюзивном обществе.

Об инклюзивном обществе.

 Disabity (англ.) инвалидность  Ability  (англ) способность

 

Ни для кого не секрет, что современное общество стремится к инклюзивности, или каждый из ее членов будет наделён равными правами и обязанностями.

О людях с инвалидностью слышали все, видели многие, но мало кто знает кто это и что они могут. О проблемах и трудностях таких людей знают тольно они и те немногие, кто тесно связан с ними…

 

Профессор МГИК Наталья Лопатина — о том, как высоко может поднять инвалида «социальный лифт».

 

3 декабря мир отмечает Международный день инвалидов. Это день, когда мы можем привлечь внимание общества к вопросам социальной интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья, обсудить проблемы их профессиональной реализации и доступность социальных и культурных благ. Я имею право говорить на эту тему не только как ученый и аналитик социокультурной сферы, но и как человек, который в течение 40 лет входит в группу тех, кого называют «люди с ограниченными возможностями здоровья».

 

К сожалению, пока российское общество не рассматривает инвалида в качестве «субъекта социальной активности». На уровне государства ставится задача интеграции, но она сводится к очень ограниченному набору функций самообслуживания и первичной социализации. А говоря о безбарьерной среде, людей с ограниченными возможностями здоровья воспринимают только в качестве потребителей, игнорируя их социальные роли.

Многие чиновники, управленцы, педагоги, библиотекари не принимают во внимание, что ограниченные возможности передвижения, пониженный слух, нарушения сердечно-сосудистой или эндокринной системы не являются показателем низкого интеллектуального уровня, неспособности к созданию нового знания, неготовности воспринимать сложные по форме и замыслу произведения искусства. Образовательные, информационные и культурные потребности и способности этих групп ничем не отличаются от потребностей любых других людей. Задача лишь в том, что нужно добраться, подняться, иметь специально оборудованное место для работы, учебы, досуга — то, что мы называем сегодня доступной средой. А профессиональный, даже мастерски сделанный доступный контент нужен только для тех, у кого наблюдаются нарушения интеллекта.

 

С одной стороны страна создает для инвалида возможности и гарантии для получения образования, трудоустройства, о которых ранее мы не могли даже мечтать. Но, с другой стороны, можно испытать эмоциональный шок от слов сотрудников организаций социального, образовательного или культурного учреждения: «У нас всё в соответствии с нормативами, и ваши капризы нас не интересуют». Патернализм в отношении инвалидов деформирует представления о доступности современного мира. Почему мы лишены права определять, как нам удобно и что нам интересно?

 

Многие до сих пор не понимают, что мы, инвалиды, — разные. Например, при акценте на «равных возможностях» обучающихся в школах и вузах забываются интересы педагогов, имеющих ограниченные возможности здоровья. Они обладают недоступной для других способностью к психолого-педагогическому сопровождению детей-инвалидов и к воспитанию здоровых детей, которые завтра будут создавать доступный мир для своих ровесников с проблемами слуха, зрения, передвижения.

 

Современное общество заслуженно поддерживает многодетную мать или женщину, отдающих себя воспитанию ребенка-инвалида. Но будто не замечает матери, которая, преодолевая свой природный недуг или последствия жизненных трагедий (автомобильных и техногенных аварий, террористических актов), растят прекрасных ребят. Тех, кто, называя вещи своими именами, в будущем разделит с государством заботу о матери-инвалиде. Им нужна особая поддержка. И решать этот вопрос нужно на законодательном уровне.

Дети для общения со сверстниками выбирают не игры во дворе, а социальные сети, и образование уже частично становится виртуальным. Ребенок-инвалид в этом ничем не отличается от других, он также интегрирован в эту же среду. Но крайне редко поднимается вопрос о том, как высоко может поднять инвалида «социальный лифт» и на какие «этажи» нам приходится карабкаться, ломая стереотипы о доступности мира для инвалидов.

 

Остается очень много нерешенных вопросов. Может ли ребенок, находящийся на домашнем обучении, заниматься музыкой, изобразительным искусством, шахматами не в «серой зоне», а в официальной системе дополнительного образования? Может ли ребенок-инвалид, подающий надежды в математике, физике, биологии, принять участие в Всероссийских олимпиадах на разных уровнях? Может ли, инвалид-колясочник стать кандидатом или доктором наук? Теоретически и законодательно — безусловно, да, но на практике есть непреодолимые барьеры: трудности посещения научных форумов, доступность крупнейших библиотек страны для работы инвалидов или просто слова, услышанные мною 10 лет назад в День инвалидов от представителей научной элиты: «А вам-то зачем это нужно?»

 

Несколько лет назад темой Дня инвалидов для всего мира стал слоган: «Ничего о нас без нас». Давайте слушать тех, для кого мы создаем возможности. Это необходимо для того, чтобы эти возможности совпадали с их потребностями, мечтами и желаниями!

Источник

0
Tags :

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×