Из книги «Жертвоприношение»
©Ринат Сабитов, 2014
В начале этого столетия
А эта история произошла в начале этого столетия.
Была на удивление тёплая весна. Ласково светило солнце, дул свежий ветерок. После суровой зимы и долгой, утомительной учёбы, ходить в школу многим не очень-то и хотелось. Куда приятнее и интереснее проводить время на улице, пусть даже бесцельно слоняясь по улице или просиживая урочные часы во дворах на скамейках или на лавочках набережной.
Так и поступали некоторые наши ученики. Причём, разницы, в каком классе они учились, не было.
И самое поразительное: те, кто потенциально мог пропускать уроки и входил в список вероятных прогульщиков, на кого надлежало обращать особое внимание, и кто нуждался в контроле со стороны классного руководителя и социального педагога, психолога и школьного инспектора полиции, ходили в школу без пропусков. А вот остальные ученики и ученицы, а среди них попадались даже отличники, пропускали уроки по несколько дней.
Но я сейчас расскажу об истории с учениками из «группы риска».
Конец апреля 2003 года. На улице почти всё готово вот-вот расцвести. Горожане, те, что помоложе, уже давно ходят в рубашках или майках.
Все мысли учеников не об учёбе или грядущих годовых контрольных работах. Они мыслями во дворах, развлекательных центрах и городских парках.
Семиклассник Руслан Кляйн был из той категории учеников, для которых учёба стояла далеко не на первом месте. Учился он нехотя, в основном списывая домашнюю работу у одноклассников, а устные задания не выполнял вовсе, надеясь, что его не спросят. А если и спрашивали, то мямлил что-то невнятное, лихорадочно вспоминая хоть пару слов по теме, лишь бы подходили по смыслу. На память Руслан не жаловался, но знания упорно не хотели запоминаться. Зато без труда в его памяти оседали шансон, анекдоты и истории, услышанные от старших товарищей или родителей или их друзей. Жила семья Кляйн в не самом благоприятном районе, волею судеб примыкающей к Слободке, а значит, относящийся к микроучастку нашей школы. «Шалман» — так именовались две параллельные улочки, зажатые между рукавами реки, образующим остров. Помимо «Шалмана», на том островке расположился достаточно внушительный дачный массив и несколько маленьких предприятий по производству пластиковых окон и металлических дверей.
Руслан, в силу того, что его окружала не самая благоприятная для получения знаний обстановка, не хотел утруждать себя лишней головной болью, проводя время над выполнением уроков. Куда лучше и интереснее выйти на улицу, заглянуть к соседу, такому же, как и он, семикласснику, и вместе, взяв удочки, пойти порыбачить. Благо, река была в пяти минутах ходьбы от дома.
Таких, как он, в Шалмане было человек семь. Ещё три – немного младше. Так они и дружили, бесцельно слоняясь по двум улицам или совершая неожиданные визиты на дачные участки, после которых можно было и картошку на костре испечь, и фруктов вдоволь поесть, и ягодами полакомиться.
Однажды в дверь моего кабинета постучали. На пороге стояла пара: мужчина лет тридцати пяти и женщина, немного моложе его. Оказалось, это родители Руслана. Женщина, явно встревоженная чем-то, едва заметно заикаясь и волнуясь, начала:
— Руслан две ночи дома не ночевал… Сначала мы не волновались, думали, что он ушёл к своему другу, нашему соседу, Мусе Болатову…
Такого ученика я знал. Тоже состоит в «группе риска», но по моим данным Муса школу посещает без пропусков.
— Вчера я была в ночную смену, а муж только что вернулся из командировки. Утром пришла домой, а там всё было так же, как когда я уходила. Руслана не было дома. Я подумала, может он с ночёвкой ушёл на реку, рыбачить. Он так иногда делает. Соберётся их человек пять, и идут они на реку. Пошла к реке, прошла вдоль всего берега — никого. И даже свежей золы от костра нет. Побежала к Болатовым. А мать Мусы мне говорит, что её сын дома не ночевал. Она думала, что Муса у нас. Вот тогда я испугалась. Дождалась мужа и сразу к вам.
Да… Ситуация не самая приятная. Кляйн и Болатов пропали. Это ЧП, и нужно ставить в известность полицию. Сообщить об этом пока решил нашему школьному инспектору.
Старший лейтенан Распеков, мой одногодка, но уже с солидным послужным списком, внимательно выслушал меня и в конце разговора попросил:
— Собери информацию о пропусках этих учеников за весь год, плюс всё о пропусках Михайловых, Лены и Тани, и Сергея Коновалова. Он, кажется, шестиклассник. Классный руководитель у него Майя Николаевна.