Студентам надо обеспечить равноправный доступ к процессу обучения, а не взращивать в них иждивенчество. Таким мнением с Forbes.kz поделился правозащитник Пархат Юсупджанов
Пархат видит всего лишь на 3%, днём он ничего не видит без тёмных очков, ночью — гораздо лучше. Однако инвалидность не помешала ему успешно реализовать себя в профессиональной сфере. У Пархата за плечами несколько высших образований, включая магистратуры в зарубежных вузах — США и Швейцарии. Но сначала он прошел нелёгкий путь, обучаясь в родном Казахстане.
Зная на практике, каково учиться в казахстанском вузе физически ограниченным в возможностях, он вместе с друзьями и коллегами способствует тому, чтобы высшее образование стало доступным для людей с особыми потребностями. На базе Казахского национального педагогического университета второй год работает центр поддержки студентов с инвалидностью. Это авторский проект Пархата, который он запустил при участии фонда «Сорос-Казахстан».
Созданию центра поддержки предшествовало исследование, проведённое Пархатом. Он изучил механизм реализации права на высшее образование для людей с ограниченными возможностями в РК. Результаты печальные: высшее образование в Казахстане многим инвалидам не доступно. Ситуацию исправить можно, причём с минимальными затратами. О том, как это сделать, Пархат рассказал Forbes.kz.
— Для всех очевидно, что люди с ограниченными возможностями подвергаются дискриминации в виде отсутствия инфраструктуры, но мало кто задумывается о трудоустройстве, доступе к информации, образованию и знаниям этих людей. Для того чтобы обеспечить реализацию прав людей с ограниченными возможностями в разных сферах жизнедеятельности человека, в 2006 ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов. Республика Казахстан обязалась выполнять все требования международного договора, ратифицировав его в 2015. Так, статьей 24 (образование) гарантируется, что государство обеспечит инклюзивное образование на всех уровнях.