В Астане насчитывается более 120 тысяч жителей, относящихся к социально уязвимым категориям населения. В их числе люди с ограниченными возможностями, которые остро нуждаются в ежедневной социальной и медицинской помощи. В то же время специалисты считают, что в городе нет полноценного сопровождения лежачих больных. Назрела необходимость открытия в Астане хосписа.
Об этом заговорили депутаты городского маслихата во время заседания постоянной комиссии, где обсуждался проект бюджета на предстоящие три года. Заместитель руководителя Управления занятости и социальной защиты Астаны Артем АБИЛЬДИНОВ пожаловался депутатам на недостаток средств. По этой причине ведомство было вынуждено сократить наполовину рабочий день индивидуальных помощников.
Четыре часа на помощь
— Услуги индивидуального помощника предоставляются в рамках государственного заказа. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации, каждому человеку с инвалидностью положено уделять в день от 4 до 8 часов. Однако в связи с тем, что денежных средств до конца года не хватает, мы были вынуждены урезать количество рабочего времени. Эта мера позволит сохранить общее число помощников. Оказывать услуги они будут не полный рабочий день, а только четыре часа, — уточнил Артем Абильдинов.
Он заверил, что это решение принято лишь на два месяца — ноябрь и декабрь. При этом сократить индивидуальных помощников невозможно, люди с ограниченными возможностями, не имеющие близких, не в состоянии обходиться без поддержки.
— Есть люди, которые не могут самостоятельно передвигаться даже на коляске. Они должны получать юридические, социальные, медицинские и другие услуги. В городе сегодня стопроцентный охват социальной помощью. При этом оплата для помощников составляет чуть более 30 тысяч тенге. Очень сложно найти работников на такую зарплату, — отметил представитель ведомства.
Нуждаются в полноценном уходе
По мнению депутата маслихата Алтыншаш ТАБУЛДИНОЙ, сопровождения индивидуальных помощников для лежачих больных недостаточно.
— Максимум, что они могут сделать сейчас, — это принести продукты, в остальное время пациенты предоставлены сами себе, — отметила депутат.
Жалобы на управление, необоснованные вызовы врача происходят потому, что пациент нуждается в постоянном социальном уходе. К сожалению, индивидуальные помощники не могут за мизерную оплату предоставить эти услуги. По словам Алтыншаш Табулдиной, по сути, лежачим пациентам нужен хоспис, где им обеспечат полноценный уход.
Кто все-таки в ответе?
Мнения депутатов и чиновников разошлись и в части разделения полномочий. Дело в том, что при трансформации акимата Управление занятости и социальной защиты хотело полностью передать функцию ведения индивидуальных программ реабилитации (ИПР) инвалидов в ведомство здравоохранения.
— Именно медицина должна дальше заниматься реабилитацией и оснащением людей с инвалидностью специальными средствами передвижения. Мы не специалисты, не медики, поэтому не можем правильно подобрать эти приспособления, — подчеркнул Артем Абильдинов. — К примеру, ребенок с диагнозом ДЦП, единственная рекомендация, которую мы получаем, — это выдать прогулочную и комнатную коляски. Никаких других характеристик по коляске больше не дается, и нашему специалисту приходится подбирать устройство не по показаниям, а личным ощущениям, через Интернет. Для того чтобы правильно подобрать коляску, необходимы определенные знания по врачебной части.
Подробнее: Астана