Депутаты призвали правительство обратить внимание на трудности родителей и опекунов детей-инвалидов. Им и так нелегко нести бремя ухода за чадами с особыми потребностями, а приходится еще и преодолевать препоны бюрократизма.
О том, каково это воспитывать ребенка-инвалида, вкратце рассказал депутат Магеррам МАГЕРРАМОВ в среду на пленарном заседании мажилиса. Он обратился с запросом на имя премьер-министра Бакытжана САГИНТАЕВА. Парламентарий задался вполне резонным вопросом: имеют ли право родители детей, передвигающихся на инвалидных колясках, парковать машины в специально отведенных местах для инвалидов? Еще более масштабной проблемой является то, что опекуны детей-инвалидов не имеют права на ранний выход на пенсию. Из-за отсутствия возможности иметь постоянную работу по причине ухода за недееспособным ребенком родители, в основном матери-одиночки, не имеют пенсионных отчислений. А работающие родители детей с инвалидностью не имеют права брать внеочередные отпуска, связанные с лечением и реабилитацией ребенка. Наряду с этим они не могут рассчитывать на сокращенный рабочий день в связи с уходом за ребенком-инвалидом. Нет у них и льготного проезда в общественном транспорте. У родителя ребенка с инвалидностью отсутствует возможность поступления на льготных условиях в средние профессиональные и высшие учебные заведения. В этой связи Магеррамов попросил кабмин рассмотреть возможность присвоения социального статуса опекуну ребенка-инвалида. Помимо этого он попросил пересмотреть порядок получения опекунства и решения об определении дееспособности детей с особенностями в развитии (синдром Дауна, аутизм) по достижении ими совершеннолетия. Пересмотру, по мнению парламентария, подлежат также порядок и нормативы по определению группы инвалидности, в частности для детей с синдромом Дауна.
— Часто тяжелым детям даются группы, не соответствующие их состоянию, и родителям приходится доказывать и выпрашивать то, что является очевидным! На оформление документов для опекунства уходит от 7 до 9 месяцев, и все это время они не получают пособия. При этом достигшим совершеннолетия с синдромом Дауна и аутизмом снова приходится целый месяц находиться в психиатрической лечебнице, — отметил Магеррамов.
Ко всему прочему, продолжил он, опекуны не имеют возможности завести банковскую карточку, так как пособия переводятся на лицевой счет, и для их получения необходимо являться в банк и выстаивать очереди в кассу.
— Но и это еще не все мытарства опекунов! Ежемесячно опекун должен писать заявление на имя руководителя управления занятости и социальной защиты с просьбой получить разрешение на снятие с лицевого счета определенной суммы и подробно расписывать в заявлении, на что будут потрачены эти деньги. Признавая важность решения проблемы, необходимо кардинально изменить подход государственной поддержки опекунам детей-инвалидов, — заключил мажилисмен.