Now Reading
Европа. Шаг к инклюзии: как немецкие вузы убирают преграды
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Образование > Европа. Шаг к инклюзии: как немецкие вузы убирают преграды

Европа. Шаг к инклюзии: как немецкие вузы убирают преграды

Что предлагают немецкие вузы людям с ограниченными физическими или психическими возможностями? Какие условия созданы для них? Репортаж D, рассказывает портал NND.

 

За круглым столом сидит высокая девушка в черных очках. Лицо сосредоточено, руки старательно ощупывают стул — она пытается присесть. Надин Шперлинг (Nadine Sperling) — инвалид по зрению, она видит только очертания предметов. Рядом с ней присаживается маленькая худенькая женщина. Ей дается это нелегко — Клаудиа Шмидт (Claudia Schmidt) страдает дистрофией мышц. Обе девушки работают в Центре по поддержке учащихся с ограниченными возможностями при Дортмундском техническом университете (DoBus).  Надин заканчивает бакалавриат по специальности «Социальная психология» и помогает слабовидящим студентам. Клаудиа — уже доктор психологических наук, на ее плечах — поддержка учащихся с психическими заболеваниями.

 

Другой подход, но никаких поблажек

 

Работа для Надин и Клаудии — смысл жизни. Они консультируют новичков в вузе, помогают им влиться в студенческое сообщество и налаживают диалог с профессорами. «Часто студенты стесняются сказать, что они плохо видят, и не просят распечатать текст крупным шрифтом или продублировать его шрифтом Брайля. Наша задача — помочь им не бояться просить то, что им нужно», — рассказывает Надин корреспонденту DW.

 

Клаудиа Шмидт

 

Не меньшее значение имеют и льготы для студентов с ограниченным возможностями (Nachteilsausgleich). «Речь не идет о том, что такому студенту позволено пропускать занятия. Речь идет об изменении условий, например, формы обучения или сдачи экзамена», — поясняет Клаудиа Шмидт. Например, учащийся с агорафобией (боязнь открытого пространства — Ред.) может сдавать экзамен в отдельном помещении без посторонних людей. Также профессор может изменить письменную форму экзамена на устную или дать больше времени на выполнение заданий. При этом сложность заданий останется той же, что и для других студентов курса — здесь никаких поблажек.

 

Такие, как все

 

Клаудии Шмидт не нравится слово «ограничение» или «особенность» по отношению к таким учащимся. Она возмущается, когда ее спрашивают об отдельных спортивных занятиях для студентов с инвалидностью или про службу по обеспечению мобильности. Для нее важно, чтобы их воспринимали так же, как и всех остальных. «У нас нет специальных групп для таких студентов. Они ходят на спорт вместе с другими — просто выполняют те движения, которые они могут выполнить». Инклюзия — принцип, которого сегодня придерживаются в немецкой образовательной системе. Ему следует и в вузах.

 

Между корпусами Дортмудского университета отсутствуют барьеры

 

Клаудиа уже давно заметила, что только в этом случае ребята с ограниченными возможностями становятся более уравновешенными, самостоятельными, лучше учатся и реализуют себя в своей профессии. «Нас не надо игнорировать, от нас не надо обособляться. Инклюзия — это не история про жалость, это история про отношение друг к другу, про умение видеть человека напротив, понимать и принимать его таким, какой он есть», — подчеркивает психолог-консультант.

 

Главное — доступная среда

 

Что касается инфраструктуры, то еще не во всех немецких вузах созданы максимальные удобства. Дортмундский университет задает здесь тон. Здесь повсюду установлены пандусы, подъемные платформы, специальные туалеты, тактильные указатели и звуковые информаторы. Все двери при нажатии на кнопку открываются автоматически.

 

Все кабинеты в Дортмундском университете оснащены шрифтом Брайля

 

Таблички с наименованием аудиторий оснащены шрифтом Брайля, а в лекционных залах есть специальные места для людей в инвалидных креслах. Тексты для слабовидящих можно распечатать на брайлевском принтере, есть и переводчики языка жестов. «И не надо никакой службы по обеспечению мобильности. Нужна лишь доступная среда — это когда человек с инвалидностью сам может то же, что и все остальные, и ему не надо никого дергать», — отмечает Клаудия Шмидт.

 

Но университет в Дортмунде пришел к безбарьерной среде не сразу, ему понадобилось около 40 лет — ровно столько существует Центр поддержки учащихся с ограниченными возможностями. В других вузах ситуация несколько иная. Так профессор Дюссельдорфского университета Маттиас Франц (Matthias Franz), руководитель консультационной службы помощи студентам с инвалидностью и хроническими заболеваниями, рассказывает, что ему часто приходится спорить с застройщиками, чтобы, например, добавить пандусы к старым зданиям кампуса.

 

В лекционных залах этого вуза пока нет и специальных столов для студентов в инвалидных креслах. Им приходится сидеть спереди — там, где стоит доцент. «На них все смотрят, им неудобно читать слайды, — делится наблюдениями помощница профессора Аннет Фербокет (Annette Verbocket). — Сейчас у нас пока только одна студентка в инвалидном кресле. Но если мы перестроим аудитории, то к нам придут и другие, так как они будут знать, что наш университет приспособлен для них».

 

В Дюссельдорфском университете обучается около 500 человек с психическими или физическими отклонениями. Пятеро сотрудников консультационной службы стараются найти подход к каждому. Например, студентам с синдромом Аспергера они помогают наладить контакты с другими учащимися и реализовать свои способности. Сейчас вуз разрабатывает мобильное приложение, которое будет показывать студентам с инвалидностью, как можно беспрепятственно перемещаться по кампусу. «Мы стараемся подключать к процессу всех — ведь в обществе нужно побудить интерес к этой теме», — уверен Маттиас Франц. Тогда, возможно, владельцы строительных фирм поверят в необходимость инклюзии и сами будут предлагать поставить пандус к зданию. Даже если это нужно только одной студентке.

 

https://www.dw.com/

 

прим. Проблема получения образования молодыми людьми с инвалидностью остро стоит у нас в первую очередь не из-за нехватки должных знаний, а отсутствий условий для учёбы. 

Создав оптимальную и доступную среду для них среду, , мы можем гарантированно получить специаистов, кардинально изменивших ситуацию в данной отрасли и продминувших рынок занятости значительно вверху. 

 

 

0
Tags :

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×