Холдинг «НҰР-Медиа» продолжает проект «Благотворители». В эфире телеканала «Астана» и на полосах газет AIQYN и ЛИТЕР выходит цикл 20-минутных телевизионных документальных фильмов и развернутых газетных материалов о благотворительных фондах Казахстана.
Серия наших публикаций продолжает знакомство с деятельностью фонда «Дара». Помощь детям с особыми образовательными потребностями и забота о детях-сиротах являются главной миссией фонда.
Фонд «Дара», созданный в 2005 году, от других благотворительных организаций отличается многогранностью своей деятельности. Здесь находят возможность помогать детям, которые волею судьбы обделены здоровьем или родительской лаской. Ресурсные центры инклюзивного образования, открывающиеся в общеобразовательных школах страны, являются результатом кропотливой работы фонда.
– Инклюзия – это не про инвалидность. Инклюзия – это про индивидуальность. Это значит быть всем вместе, – объясняет миссию своего фонда его учредитель Гульнар Досаева. По словам Гульнары, каждый с детства должен знать, что среди его окружения есть не такие как он, а другие, со своей особенностью. Некоторых пугает инклюзия. Пугает тем, что это слишком сложно, пугает ожиданием реакции детей. Но практика показывает, что это важно не только детям с ограниченными возможностями, но и нам, нашим детям и всему обществу, рядом с ними мы становимся добрее и внимательнее друг к другу.
Мы не тычем пальцем в тех, кто не такие, как мы, учимся быть толерантными и заботливыми. Создание комфортной инклюзивной среды для детей с особыми потребностями – такую цель берет на себя фонд «Дара». Благодаря фонду дети, которые раньше не видели ничего, кроме своей комнаты и никого, кроме своих родителей, получают возможность ходить в обычные школы и творческие кружки.
«Мы убеждены, что все дети талантливы и имеют равное право на образование и развитие. Поэтому большинство наших проектов направлены на обучение, развитие творческих навыков у детей, реабилитацию и поддержку в приобретении профессии» – такова миссия фонда.
«РАЗНЫЕ-РАВНЫЕ»
Бахыт Амрина руководит кабинетом психолого-педагогической коррекции (КППК) №1 в Астане.
– Для детей с особыми образовательными потребностями у нас проводятся специальные занятия. Оборудование и учебный материал для кабинетов обеспечил фонд «Дара», которому мы признательны за постоянное внимание, – не скрывая благодарных эмоций, рассказывает Бахыт Бекболатовна. – Через два года работы кабинета наши дети пошли в общеобразовательные школы. А за 5 лет более 600 детей и их родителей получили помощь команды специалистов КППК. При поддержке фонда вырос уровень профессионализма наших специалистов, увеличилась результативность, наш опыт начали перенимать другие открывающиеся кабинеты коррекции по всей республике.
Отдельная тема разговора – это ресурсные центры инклюзивного образования, открываемые в общеобразовательных школах для помощи учителям в реализации принципов инклюзии в учебном процессе, и создании детям с особенностями безбарьерной и дружелюбной атмосферы в классе и школе. Здесь готовы в любой момент прийти на помощь особенному ребенку.
Специалистов для этих центров также обучали за счет фонда. В Казахстане проживает более 150 тысяч детей с ограниченными возможностями, лишь 27% из них посещают обычную школу, а 67% детей в возрасте от 3 до 6 лет не посещают никакие дошкольные учреждения (данные Детского Фонда ООН в Казахстане). Зачастую семья, где родился ребенок с особенностями в развитии, остается наедине со своей проблемой, не зная, что делать, и как растить своего малыша. К сожалению, количество действующих специальных организаций, где особенный ребёнок и его семья могут получить профессиональную помощь, пока не достаточно.
Со стороны спонсоров одним из первых инициативу поддержал Фонд социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust» и при его содействии открыто 10 кабинетов психолого-педагогической коррекции. В дальнейшем к проекту подключились другие казахстанские компании, сегодня по стране действуют 26 кабинетов психолого-педагогической поддержки, открытых при поддержке фонда «Дара».
Важно, что сразу после открытия данные центры коррекции передаются на баланс и содержание местных бюджетов, тем самым обеспечивается устойчивость результатов проекта. Понимая важную роль семьи в развитии ребёнка, специалисты центров коррекции уделяют ключевое внимание оказанию помощи, в том числе психологической, родителям особенного ребёнка.
Их активно привлекают к проводимым занятиям с ребенком, на постоянной основе действуют клубы поддержки родителей, а также открыты группы кратковременного пребывания, чтобы у родителей появилась возможность оставить ребёнка на 2-3 часа для решения накопившихся дел. Своевременная и качественная поддержка, оказанная семьям детей с нарушениями развития, служит профилактикой отказов от детей-инвалидов.
ОТКРЫВАЕМ МИР
Однажды в фонд обратился отец, чей ребенок потерял зрение в результате генетического заболевания. Мужчина не жаловался. Он лишь хотел обеспечить сыну полноценную жизнь, такую же, как и у всех детей. «Я хочу, чтобы мой сын учился, получил специальность, мог заниматься спортом». Это желание было настолько искренним, что сотрудники фонда стали воплощать в жизнь родительский проект.
И вот в 2014 году при поддержке фонда был открыт кабинет коррекции для слабовидящих и незрячих детей. В 2015 году впервые открылся подготовительный класс для незрячих детей при школе-гимназии №10 в Астане, которые теперь продолжают учебу в рамках общеобразовательной программы. Класс полностью оснащен специальным оборудованием, методическими материалами и обучающей литературой. Учителя прошли обучение, организованные фондом.
В 2017 году в классе установили зону СБО для проведения занятий по социально-бытовому ориентированию. Был проведен новый набор детей в первый класс. Оборудован зал для занятий физкультурой. С помощью спонсоров аналогичные классы открыты в городах Актау, Актобе, Костанай. Причем классы оснастили не только школьной мебелью, специализированной литературой и учебниками, но и комплектами для рельефно-точечного письма, специальной оргтехникой (поддерживающей шрифт Брайля), читающей машиной, бумагой для рельефного письма.
НАСТАВНИКИ
27-летний Бекназар вот уже год как является наставником 14-летнего Виталия. В выходной день ребята играют в баскетбол, ходят в кино, а самое главное – просто беседуют.
– Поначалу было совсем непросто, – вспоминает Бекназар. – Виталий был замкнут, с ним нелегко было построить диалог. Более того, с его стороны чувствовалось потребительское отношение. Но со временем мы стали хорошими друзьями. Бывает, что юноша советуется со мной по каким-то вопросам. Я нисколько не жалею, что пришел в проект. Потому что это колоссальный опыт, прежде всего, для меня самого. Я могу и хочу помочь своему подопечному социально адаптироваться в незнакомом ему социуме.
Прежде чем стать наставником, Бекназар прошел обучение в Школе наставничества, с ним беседовали психологи. Проект «Наставники» был запущен фондом «Дара» с целью помочь воспитанникам детских домов подросткового возраста обрести старшего друга, который поможет поверить в себя и развить уверенность в собственных силах.
Проект работает в трех основных направлениях: индивидуальное наставничество, коучинг и корпоративное наставничество. Наставничество — это не просто дружба, это ответственная работа. Дети, находящиеся в подростковом периоде, задают непростые вопросы, они ищут помощи и совета не только с выбором профессии, но и по своим личным вопросам: взаимоотношения со сверстниками, учеба, родственники, будущее — многое из того, что волнует их каждый день.
Компании тоже могут быть наставниками. В противовес распространенным праздничным акциям и одноразовым мероприятиям, которые никак не помогают детям в их судьбе, а лишь укрепляют иждивенческое отношение, проект предлагает помочь ребенку с получением навыков. У компаний есть возможность помочь не только финансовым образом, но также взять шефство над группой детей или одним ребенком: устроить к себе на стажировку, дать именную стипендию, возможность дополнительного заработка.
Фонд «Дара» также открывает творческие студии, спортивные секции, курсы дополнительного образования для детей с особыми потребностями и детей без опеки родителей. Это не только расширение горизонтов и возможность реализовать себя в любимом деле, но также шанс поверить в свои силы и успешно социализироваться, считают в фонде. Очередной документальный телевизионный фильм «Равные» проекта «Благотворители» о фонде «Дара» смотрите 19 января в 20.45 в эфире телеканала «Астана».
Литер