Адильхан Кыпшаков, родившийся без рук и ног, рисует замечательные портреты и готовится станцевать вальс.
Правда, для этого ему нужна другая инвалидная коляска. Этот технический момент руководство школы, где учится «особенный» мальчик, обещает взять на себя.
За три года до…
Вообще в судьбе Адильхана очень большую роль сыграла именно директор Песчанской школы № 2 района Теренколь Павлодарской области. Это она убедила маму в том, что ее сыну не нужно домашнее обучение.
– Но как же он будет заходить в школу, подниматься по лестницам, как с детьми будет общаться, соседская ребятня его не принимает, смеется, – попробовала было возразить Галина Кыпшакова.
От улыбки станет всем светлей
…Многодетная семья Кыпшаковых в село Песчаное переехала из Павлодара. Сам же Адильхан несколько лет провел в специализированном интернате для инвалидов в Шымкенте, где его прекрасно адаптировали к самостоятельной жизни. Мальчик сам умывается, чистит зубы, убирает постель, завтракает… А самое главное, не чувствует себя ни обиженным судьбой, ни в чем-либо обделенным.
До того, как в песчанском учебном заведении оборудовали дорожки для подъема по лестницам, педагоги по очереди поднимали Адильхана на второй и третий этажи, где находятся кабинеты физики и химии. Мальчишка же в это время со смехом кричал: «Эге-гей, расступись!»
– Это я представлял, как будто на лошади скачу! – объясняет сейчас Адильхан, который, как и все 13-летние мальчишки, любит пошалить, похулиганить.
Когда бывший аким района подарил ему коляску с электроприводом, первое, что он сделал, так это взобрался на ней на горку. Правда, при этом опрокинул аккумулятор. Но это стало лишь поводом лишний раз посмеяться.
За все время нашего разговора улыбка с лица Адильхана сходила всего дважды: когда он доводил до ума портрет Джека Воробья (капитана из кинофильма «Пираты Карибского моря) и когда проникновенно пел песню про маму.
Рисовать «особенный» мальчик начал еще в интернате, а в школе творческие навыки усовершенствовал. В его художественной копилке – самые разнообразные работы: есть красочный Губка Боб («это любимый рисунок мамы, потому что самый яркий»), жайлау, занявшая в областном конкурсе «Рухани жаңғыру» второе место, несколько портретов.
Последние – самые любимые. Причем рисует их художник исключительно простым карандашом.
– Краски я не очень люблю! – признается он. И тут же предлагает. – Хотите, вас нарисую?
А вот вокалом Адильхан стал заниматься уже в песчанской школе. Учителя отбирают ему хорошие песни из интернета, подбирают под его тональность минусовку, распечатывают слова, которые юный певец разучивает дома с мамой, а в школе вместе с педагогом репетирует.
Директор школы Назигуль Алипова выписала ему с сайта микрофон. Таким образом в его репертуаре сейчас уже несколько десятков песен, с которыми Адильхан успешно выступает перед аудиторией.
Кстати, свои первые деньги мальчик заработал именно благодаря песенным выступлениям. При этом концерт был бесплатным. Просто присутствующие в зале слушательницы сами стали подходить к сцене и протягивать артисту деньги. Назигуль Алипова при каждом удобном случае пытается поведать о своем «особенном» ученике, к которому прониклась искренней симпатией с самого первого взгляда.
– Понимаете, Адильхан – очень добрый, ласковый, общительный и радующийся жизни ребенок, – объясняет она. – Но он растет. Не ровен час, влюбится. И одному Аллаху известно, как его избранница на это отреагирует. Для меня очень важна его социализация. Вот почему я всем рассказываю об Адильхане. После областной августовской конференции нашего талантливого ученика стали приглашать в другие районы – с концертом или просто на какую-нибудь конференцию. Недавно нас пригласили в пединститут, где Адильхан не стеснялся откровенно отвечать на вопросы аудитории. Он открыт для общения и, самое главное, принимает себя таким, какой есть. И я очень рада, что в свое время мне удалось убедить маму сказать «Нет!» домашнему обучению и отдать его в обычную школу. Занимайся он дома, ни о какой адаптации в обществе не могло быть и речи.
Большая заслуга
Конечно, поначалу Адильхан занимался только в одном кабинете на первом этаже, куда к нему приходили все преподаватели, потом его стали поднимать на нужный этаж на руках. А после того, как мальчику подарили электрическую коляску, которой он управляет сам, под его нужды переоборудовали пожарную лестницу.
В учебном заведении убрали все пороги, закрепили за мальчиком тьютора, специального помощника, который на своей машине привозит его в школу и отвозит домой, помогает при необходимости, хотя Адильхан по мере возможности все пытается делать сам.
В прошлом году полностью заасфальтировали площадку у школы, чтобы Адильхан беспрепятственно мог доезжать на коляске до дверей (местный акимат пошел навстречу и выделил почти 700 миллионов тенге).
К слову, в прошлом году Песчанская школа № 2 была признана лучшей среди сельских школ области. И в этом, как считает ее руководитель, 50 процентов заслуги Адильхана. С его появлением подтянулись и другие ученики. В плане поведения. Так, например, дети перестали разбирать по частям фигуры животных, которые украшают школьный двор. Назигуль Алипова вспоминает, что раньше их приходилось то и дело отдавать мастеру на реставрацию. Теперь же к ним подходят только сфотографироваться.
О мечте…
…Сейчас «особенный» песчанский мальчик учит стихи про Кабанбай батыра для участия в соответствующем творческом состязании. По условиям конкурса денежное вознаграждение предусмотрено для тех, кто расскажет наибольшее количество стихотворений. Сельский школьник нацелен на победу.
– Если стану первым, отдам деньги маме, чтобы она установила в комнате дверь. А если останется, то еще и кровать бы поменял, – улыбается Адильхан.
Как уже говорилось, семья Кыпшаковых – многодетная. Всего у них пять детей. Адильхан – третий ребенок, у него есть три сестры и младший брат, которому едва исполнился год.
Мама – домохозяйка. Работает один отец (глава семьи торгует автозапчастями на павлодарском рынке). Конечно, не шикуют, но и к малообеспеченным себя не относят.
– Что поесть и что надеть – есть! – говорит Галина Кыпшакова, – Что еще нужно!
Деньги семье потребуются чуть попозже, когда Адильхан станет постарше. На протезы. Хотя бы ножные.
– Я консультировалась с хирургами по поводу возможности протезирования. Но все в один голос говорят, что сейчас их устанавливать рано. Сын еще растет. Нужно дождаться, когда полностью сформируются кости, – говорит его мама.
Иметь ноги – самая большая мечта Адильхана Кыпшакова. И он верит, что когда-нибудь она осуществится. Так же, как и в то, что он найдет свое место под солнцем. И неважно, в каком амплуа – актера ли, о карьере которого мечтал не так давно, или астронома, о котором грезит сейчас, а может, в роли духовного наставника.
– Когда Адильхан станет постарше, я бы ему предложила поступить в духовную семинарию, тем более, что уже сейчас он то и дело говорит о том, что хочет помогать таким же, как он сам, людям с ограниченными возможностями, – предлагает педагог свой вариант будущего для Адильхана.
А пока Назигуль Алипова ищет для своего подопечного инвалидную коляску, подходящую для танцев.
– Недавно я увидела танцевальный номер в исполнении девочки-колясочницы, показала это видео Адильхану. Он прямо загорелся научиться танцевать вальс. Думаю, когда вы в следующий раз приедете, Адильхан сможет удивить не только художественным и песенным талантом, – уверена директор Песчанской школы.
Источник: ЛИТЕР