Бахтияр Базарбеков полон идей, энтузиазма и сил. Он любит путешествовать на велосипеде, а потом создавать видеозаметки. Чаще окружающие не замечают, что алматинец почти слеп. Пятипроцентное зрение не мешает ему быть прекрасным семьянином, вести бизнес, заниматься спортом и мотивировать людей с инвалидностью. Тенгри микс узнал, что движет столь целеустремленным человеком.
Родители нам ни в чем не отказывали
Родители Бахтияра имели инвалидность по зрению и вместе работали в общественном объединении «Казахское общество слепых». Пару предупреждали, что дети унаследуют недуг. Несмотря на тягости судьбы, супруги подарили жизнь троим. У них у всех оказались проблемы со способностью видеть. Базарбековы организовали фонд поддержки детей и молодежи – инвалидов по зрению «Анашым».
«У родителей была инвалидность по зрению. Им говорили, что заболевание наследственно передастся детям, мол, зачем рожать. Тогда для них это было большое испытание, и их состояние тяжело понять. Особенно когда у нас у всех троих одинаковый диагноз. В возрасте трех месяцев в связи с врожденной катарактой мне удалили оба глазных хрусталика. Сейчас у меня пятипроцентное зрение. Это как файл в два раза сложить и смотреть через него. У младшего брата около 10 процентов зрения, у сестренки — около 20», — рассказывает собеседник.
Бахтияр и его мама Зерхан
Тогда мать и отец поставили задачу достойно воспитать потомков, дать им качественное образование и научить жить без страха. Родители ни в чем не отказывали детям: покупали все, что они пожелают, водили в разные кружки, любили и поддерживали.»Конечно, было много негатива. В детстве обзывали очкариком. Бывало, ругань с ребятами доходила до драк. Это были дополнительные комплексы и стрессы. Я закрывался дома, стараясь не выходить на улицу. Однако родители сделали для нас больше, чем могли. Дали нам воспитание, образование и веру в то, что, несмотря на недуг, мы можем ощущать себя полноценными членами общества и вносить вклад в развитие нашей страны. Мама и папа баловали нас, никогда ничего не запрещали. Покупали самокаты, коньки, велосипеды. В детстве машин было не так много, мы катались во дворе. Мы всегда были окружены лаской и пониманием. Семья была дружная», — вспоминает мужчина.
Бахтияр Базарбеков учился в интернате для слабовидящих детей, посещал вечернюю школу. Дружил с такими же, как и он. Домой приезжал только по выходным, поэтому частенько скучал по родным.
«Я учился в специализированной школе. Меня в понедельник родители отвозили в школу, в субботу забирали. Я скучал по родным. Хорошо, что всегда есть добрые люди. Я все еще помню мою первую учительницу Анастасию Федоровну. Тогда она была пенсионного возраста, прошла войну. Она была учителем от бога, научила многому, поэтому я сумел воспринимать мир правильно», — говорит молодой человек.
Ребята забывали, что я не вижу
Больше всего Бахтияр любит вспоминать студенческие годы. В 2000 году он окончил КазГЮА по специальности «юрист». Именно здесь скованный парень с инвалидностью получил полную свободу и изменил свое отношение к миру.
«В детстве я в основном общался с незрячими, как говорится, варился в собственном соку. Родители хотели, чтобы я стал юристом. Но мне эта специальность совсем не нравилась. Я не чувствовал себя юристом и не пытался им быть. Учился ради того, чтобы получить высшее образование. У меня был диктофон, я записывал лекции на аудио. Дома переписывал их, используя шрифт Брайля», — поясняет собеседник.
В вузе студент обрел настоящих друзей, которые относились к нему по-человечески и часто забывали о его недуге.
«В университете у меня появились друзья, которые очень помогли в учебе, да и по жизни тоже. Это были интеллигентные, осознанные люди. Они не относились ко мне с жалостью. Однажды мы сидели в кафе, официант принес меню, а ребята его мне передают и говорят: «Бери, Бахтияр, выбирай, что будешь». Они забыли, что у меня плохое зрение. Я им в ответ: «Парни, я не вижу, прочитайте, что там на обед». До сих пор мы дружим», — улыбаясь, делится 41-летний Бахтияр.
Экспедиция на съемках фильма «Наш Казахстан», Восточно-Казахстанская область
После университета братья основали студию по фото- и видеосъемке. Многие отговаривали семью открывать бизнес, утверждая, что для слабовидящих это сложное занятие. Однако вот уже 17 лет они создают фильмы и видеоролики, в том числе социальные и некоммерческие.
Подробнее: Tengrimix
Никогда не отчаивайтесь, и тогда возможности сами найдут вас.