Что делать тем инвалидам, которых не берут на работу? “Не сидеть сложа руки! Не быть иждивенцем! Открыть свое дело! Мир возможностей велик”, — скажете вы. Но в Казахстане пока нет финансовой инклюзии.
А она должна быть. По той простой причине, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и люди без нее. В нашей стране постоянно говорят об обществе равных возможностей, об инклюзии. Однако в реальной жизни мы сталкиваемся с тем, что людей с особыми потребностями редко принимают на работу: для организации их труда должны быть созданы специальные условия, а без государственной поддержки работодатели редко идут на такие затраты.
Вот теперь представьте: что делать человеку, который хочет, но не может работать, пусть и ограниченно, из-за своей инвалидности? Он пытается устроиться, но его никуда не берут из-за отсутствия той самой инфраструктуры, которая должна быть развита в нашей стране повсеместно после подписания в 2015 году конвенции о правах инвалидов. Тогда он решает открыть свое дело и работать на себя и, не имея первоначального капитала, идет в банк, чтобы получить кредит для развития бизнеса. Но там, где человек без инвалидности может получить одобрение, человеку с инвалидностью всегда отказывают.
Одна из причин — отсутствие подтверждения дохода. Нет у людей с ограниченными возможностями и пенсионных отчислений с заработной платы: сотрудники банков по привычке запрашивают данные в государственном центре по выплате пенсий, но получают справку с цифрой ноль.
Ко мне за последнее время обратились как минимум десять разных людей по одной и той же причине: банк отказал в получении кредита. Причем половина из них не стартаперы, а уже действующие бизнесмены-инвалиды. На открытие своего дела они нашли стартовый капитал в других источниках — взяли взаймы у родных, друзей. Кредит им был необходим на повышение уровня услуг, закуп нового оборудования или помещения.
И, как видите, они смогли открыть свое дело, занять свою нишу в экономике города и страны, приносить пользу людям, но оказались лишены элементарной возможности — обслуживаться в банках второго уровня на равных со всеми. А если бы эти люди не нашли альтернативных источников капитала, то продолжили бы нищенское существование на мизерное пособие по инвалидности.
Как-то мой хороший знакомый, инвалид по зрению Анатолий Нигай, решил открыть депозит в банке. А незрячие, если кто не знает, используют вместо подписи на официальных документах специально заказанный штамп-печать, в оттиске которого стоят его имя и фамилия. Но молодые сотрудники банка не знали, что в договоре можно использовать штамп-печать как альтернативу подписи, и попросили прийти с незрячим его опекуна.
Оставляет желать лучшего инфраструктура банков. Не все отделения в Алматы оснащены пандусами! Хотя, казалось бы, уж банки с их доходами могли бы позаботиться о своих клиентах, ведь именно в филиалы банков чаще всего ходят за пенсиями и пособиями. Практически все инвалиды имеют банковские карточки, однако не всегда могут воспользоваться самим банкоматом, чтобы снять деньги: щель расположена либо глубоко внутри, либо высоко, не говоря уже о том, что не видно цифр.
Все эти проблемы системны, но вполне решаемы. Необходимо пересмотреть подходы к выдаче кредитов людям с особыми потребностями, самим банкам найти альтернативные способы подтверждения дохода. Брать за основу не пенсионные отчисления, например, а социальные. Конечно, кредит на себя может взять и близкий родственник инвалида. Но почему бы не сделать людей с инвалидностью самостоятельными? Это же здорово! Они у нас постоянно от кого-то зависят: от родственников, опекунов, государства.
Конечно, понятны опасения тех сотрудников банка, которые отказывают в кредитах инвалидам: вдруг начатое дело провалится, не принесет ожидаемого дохода, а несостоявшийся бизнесмен попадет в еще большую долговую яму. Да, люди с инвалидностью — это люди с высоким риском невозврата долга, у них постоянные проблемы со здоровьем. Но нужно искать выходы, которые не создавали бы на ровном месте дискриминацию инвалидов. Раз мы создаем инклюзивное общество, то должны задуматься о финансовой инклюзии.
Сейчас комиссия по правам людей с инвалидностью имени Кайрата Иманалиева старается продвигать проект “Финансовая инклюзия”, который направлен на обеспечение доступности прав людей с инвалидностью в финансовом секторе. Надеемся, что банки создадут коалицию, которая могла бы пойти навстречу как инвалидам — получателям банковских услуг, так и инвалидам-предпринимателям.
Конвенцию подписали еще четыре года назад, но исполняют ее требования не так, как следовало бы. И если мы не будем поднимать эти вопросы, то общество и государство никогда не избавится от социального иждивенчества, а люди с инвалидностью не выберутся из нищеты.
Источник: Время