Психосоматические заболевания — что это?
Интервью с психотерапевтом Сергеем Владимировичем Серовым
— Даже у врачей есть путаница по поводу того, что же такое психосоматика. Большинство врачей и психологов, которые работают консультантами, считают, что психосоматика — это когда есть жалобы, что-то болит, но в реальности никаких изменений нет в теле. Бытует отношение к психосоматике как к чему-то исключительно функциональному, к тому, что в голове, а начнёшь обследовать — ничего нет. На самом деле это не так.
Психосоматика — это значит, что в формировании заболевания участвует психика. То есть это те заболевания, причиной которых являются психологические проблемы. Это более правильное значение.
— То есть реальные изменения при психосоматике могут быть в теле?
Конечно! Есть классическая семёрка психосоматических заболеваний
бронхиальная астма,
нейродермит,
неспецифический язвенный колит,
ревматоидный артрит;
язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и желудка,
гипертоническая болезнь,
тиреотоксикоз (Базедова болезнь).
Они абсолютно заметные, имеют проявления. Например, нейродермит — вот он на коже, пожалуйста. Но это заболевания, у которых психический компонент играет ведущую роль.
Но есть одна сложность — это отношение к психике и к телу. У нас до сих пор существует некий дуализм: тело и душа у нас разделены, как будто они могут раздельно существовать. Как будто есть отдельно психологические проблемы, отдельно телесные. Но в живом организме душа и тело — они одно целое. Это после смерти душа идёт дальше, но пока человек жив, его душевные и телесные движения не отличаются. Когда мы говорим «душа болит», мы всё равно чувствуем, что где-то там в груди нехорошо. Т.е. в основном мы через свои физические ощущения узнаём о психологических проблемах. Соответственно, если есть какое-то движение психики, оно всё равно идёт через тело. Даже если мы рассуждаем о чём-то, представляем что-то, в теле идёт процесс. Поэтому нельзя разделить тело и душу.
— Если что-то болит у человека, он что-то ощущает, например, боли в желудке, но в анализах и исследованиях действительно ничего нет, это относится к психосоматическим заболеваниям? Или здесь другой термин?
— Психосоматические заболевания можно разделить на функциональные и органические. Но это не заболевания разные, а скорее стадии развития процесса. Сначала идут функциональные изменения, а затем органические. Вопрос в стадии. Сначала боли в желудке могут быть от того, что есть спазм — мышцы сокращаются и это воспринимается как боль, затем развивается воспаление, а в конечном итоге язва. Но изначально это были функциональные изменения.
— С чем конкретно к Вам приходят люди, с какими проблемами, психосоматическими болезнями?
— Конечно, круг заболеваний шире классической семёрки. Все заболевания по большому счёту можно рассматривать как психосоматические. Фраза «все болезни от нервов» — это опять про разделение на душу и тело. Но как мы знаем, это одно целое, в нашем мире это одно и то же. Едины механизмы у живого человека. Просто есть процессы в теле, которые не зависят от сознания, а есть процессы, на которые сознание влияет. Попробую объяснить подробнее.
Есть спонтанные ответы тела. Вегетативная нервная система состоит из двух, полярных по действию нервных систем — симпатической и парасимпатической. Симпатическая отвечает за что? — за готовность, например, бежать, драться, решать проблемы, активно работать. Это всякие гормоны адреналины, норадреналины, которые готовят нас к борьбе, бегству. Мышцы приходят в тонус, сердце стучит чаще, давление в сосудах растёт, кровь быстрее бежит к мышцам. Всё это активно работает, и мы дерёмся, бежим и т.д. Это симпатическая нервная система. При этом всё, что связано с пищеварением отходит на второй план.
Парасимпатическая нервная система работает совершенно наоборот. Мы переходим в состояние покоя. Тонус крупных сосудов уменьшается, давление снижается, мышцы расслабляются, а пищеварение, наоборот, начинает работать. Это нормально. Если бы мы были хищниками, то мы бы, например, прибежали, схватили кого-то там, съели, а теперь расслабляемся, перевариваем — симпатика и парасимпатика в нормальном ритме. И эти системы действуют автоматически. Поступил сигнал опасности — всё помогает нам бежать, решать и т.д. И всё это действует само собой, так заложено в нашей системе природой.
Но дело в том, что мы ещё что-то можем сознательно делать со своим телом. Например, можем в этот момент сказать: «Стоп, стоп, стоп. Куда ты собрался бежать? Что о тебе подумают люди? Зачем?»
Или, например, когда ты должен защищаться, драться, вместо этого говоришь себе: «Стоп, стоп, стоп, ты хороший мальчик. Не надо драться, не надо кричать. Давай по-тихому сейчас замнём это дело».
Получается, что автоматическая реакция направлена на выживание, на борьбу, а сознательная реакция — затормозить это всё. Одна часть организма действует в одну сторону, вторая — в другую. Мышцы уже напитываются кровью, чтобы бежать, а сознание говорит «стоп». В результате внутри у нас буря, а снаружи неподвижность. Что получается? Что наше давление в покое высокое.
Или наоборот. Уже пора действовать парасимпатической системе — опасность миновала, надо расслабиться. А мы всё ещё в напряжении. Потому что у нас есть установочка, что нельзя расслабляться, надо быть готовым ко всему. В результате тело напряжено, самые контролирующие наши мышцы — задние мышцы шеи (ведь потерять контроль — это «потерять голову») — в напряге, сосуды позвоночника пережимаются, к мозгу кровь поступает плохо, организм приходит в ужас, он начинает поднимать давление, чтобы кровь до мозга доставить. Опять повышение давления.
То есть мы не идём вместе с нашей симпатической и парасимпатической нервными системами. Наше сознание действует в другую сторону. Вот вам два противоположных способа повышения давления в покое. В начале гипертонической болезни вот такая реакция.
По большому счёту психосоматика — это когда в организме происходит вот такой разлад: автоматические реакции в одну сторону, сознательные в др
угую. Подобные механизмы действуют во всех хр.Юю
/ изображение с сайта www.npnd.ru/
Читать далее: Лавка здоровья