Сегодня в столице работают 5 кабинетов инклюзии. Корреспондент BNews.kz посетил кабинет поддержки инклюзии в школе № 85 и узнал, как проходит обучающий процесс, сколько особенных учеников могут заниматься в нём, и почему сегодня важно говорить об аутизме.
Кабинет поддержки инклюзии (КПИ) – это дополнительное помещение в школе, где ученики получают помощь в соответствии со своими потребностями, не отрываясь от основного учебного процесса в общеобразовательном классе. Кураторы проекта обеспечивают методическое сопровождение каждого ребенка. Они разрабатывают индивидуальную программу развития, обучают работе по этой программе и ведут консультационную поддержку команды КПИ, которая состоит из учителя и тьюторов (сопровождающих лиц). Посещать кабинет в сопровождении своего тьютора могут ученики разного возраста из разных классов.
Кабинет поддержки инклюзии включает в себя четыре зоны: зона общих уроков, которая полностью переносит обстановку регулярного класса; зона индивидуальных занятий, так как у детей снижено время концентрации на уроке; зона сенсорной разгрузки, где есть маты, мячи, фитболы, утяжеляющие одеяла; зона учителя – в каждом КПИ присутствует учитель, в отличие от регулярного класса, его работа основана на обучении малого количества детей.
По словам родителей, проект показал высокую эффективность применяемых методов в образовании и коррекции нарушений поведения детей с аутизмом и другими особенностями развития.
Один из учеников школы № 85 – Алдияр Бауыржан. Ему 9 лет. Как рассказывает его мама — Анар Аширбекова — сейчас он ходит в первый класс.
«В этом году сын пошёл в первый класс. До этого он ходил в частный центр логопедии, здесь, в столице Казахстана. Я до последнего не знала, что у меня особенный ребёнок. Да, он позже начал разговаривать. Да, у него есть какие-то свои привычки, предпочтения. Когда ему исполнилось 6 лет, пора была идти в первый класс, мы тогда осознали, что он не сможет учиться без тьютора в общеобразовательной школе. Я не хотела отдавать ребёнка в интернат, в какие-то специальные учреждения, поэтому мы ходили в частный центр два года. Там они изучали, например, счёт, также он учился быть в обществе. К счастью, в этом году открылся ещё один кабинет инклюзии в столице Казахстана. Мы написали заявление, чтобы пройти сюда. Выбрали инклюзию», — рассказывает Анар.
За те полгода, что её ребёнок посещает кабинет инклюзии заметна положительная динамика, Алдияр с удовольствием ходит в школу.
«Сейчас сын остаётся в классе без тьютора на некоторых уроках, таких как музыка, естествознание, физкультура. Он спокойно может прийти в школу, зайти в КПИ, взять какие-то свои вещи и пойти в свой регулярный класс. Ребёнок посещает все занятия, сдаёт нужные тесты. Да, не без помощи тьютора, но главное, ребёнок справляется, делает успехи. У него появились друзья. Мы стали делать домашние задания по некоторым предметам. Его любимый урок — математика», — продолжает мать Алдияра.
Также она отметила, что сегодня она чувствует спокойствие за его будущее.
«Я стала спокойнее. По его динамике на данный момент видно, что он сможет закончить школу, возможно, поступит в вуз. Радует, что с течением времени наших детей стали слышать, общество идёт на встречу. Например, проблем с родителями регулярного класса у нас не было. Они спокойно восприняли нашего особенного ребёнка. Общество уже готово», — говорит Анар.
Как рассказывает учитель кабинета поддержки инклюзии в школе № 85 Алия Ержанова, в регулярном классе обычно по 1-2 ребёнка, которые обязательно обучаются с помощью тьюторов. Для каждого особенного малыша составляется индивидуальная программа. Сейчас в КПИ при школе занимаются 10 детей.
«Тестирование на поступление проводят кураторы. После него, когда ребёнок приходит, мы его отдельно проверяем по более чем 25 навыкам: понимание речи, математика, русский язык, крупная и мелкая моторика, и т.д. После тестирования составляется индивидуальный план развития, ставятся цели, задачи. Помимо того, что они находятся в регулярном классе, они обучаются в кабинете инклюзии, где отрабатывают навыки по своей программе», — говорит Алия.
Также Алия делится тем, что ей нравится работать учителем. По её словам, динамика развития заметна у каждого ребёнка.
«Наши дети самостоятельно посещают некоторые уроки, к примеру, самопознание, музыку. Самостоятельно ходят в столовую. Например, пришёл мальчик, только-только исполнилось 7 лет, ему сложно было привыкнуть к чему-то новому. Ребёнку было непросто даже прийти в кабинет инклюзии, где всё адаптировано под наших детей. Он очень долго привыкал к нему, к регулярному классу. С одноклассниками тоже было непросто общаться. Сегодня он с удовольствием ходит в школу, ребёнок самостоятельно выполняет задания в своей тетради. Также наладилась коммуникация, малыш стал контактным, может вовлечь других детей в совместную игру. Социум всегда хорошо влияет. Это благоприятно отражается и на детях-одноклассниках, учит их толерантности, взаимопомощи. Такой взаимообмен», — продолжает Алия.
В свою очередь, как напоминает директор корпоративного фонда «Болашак» Динара Чайжунусова, проект «Каждый ребенок достоин школы» реализуется с 2015 года. Он направлен на разработку и внедрение инклюзивной модели образования для детей с аутизмом и других особенных потребностей в школьные и дошкольные общеобразовательные организации.
По её словам, за время реализации проекта открыты 20 кабинетов поддержки инклюзии в девяти городах Казахстана: Нур-Султане, Шымкенте, Уральске, Актау, Атырау, Кызылорде, Павлодаре, Петропавловске и Алматы. Возможность ходить в школу каждый день получили 248 детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями; прошли консультации более 1200 семей с детьми с особыми потребностями. Более 800 специалистов прошли обучение по инклюзивному образованию и прикладному анализу поведения, создано 161 рабочее место. Более 60 изменений внесено в действующие законодательство РК. Кроме того, в рамках проекта «Каждый ребенок достоин школы» оснащено 10 специализированных реабилитационных и детских социальных учреждений по стране.
«Наш фонд, в рамках этого проекта, ведёт обширную работу по обучению и сопровождению сотрудников КПИ. Хотя, пока еще сохраняется недостаток в специалистах, особенно в регионах, мы работаем над тем, чтобы с детьми занимались только специально обученные педагоги. Мы обучаем специалистов за счет благотворительных средств, собранных на Зимнем балу», — подчеркивает Динара.
Действительно, вопрос подготовки специалистов в данной сфере стоит остро. Как отметила куратор нескольких КПИ при фонде «Болашак», специалист поведенческого анализа Айнур Нурова — очень важно, чтобы профессионалов было как можно больше. Сама Айнур постоянно совершенствуется, так как это важно быть в курсе последних тенденций в данной сфере.
«По образованию психолог, раньше работала с детьми с особыми потребностями как логопед и как психолог. Далее заинтересовалась именно прикладным анализом поведения ABA, потому что на данный момент — это единственная научная дисциплина, которая доказала свою эффективность в работе. Конечно, была рада попасть в команду «Болашак», как мне кажется, у фонда огромная миссия, потому что он помогает деткам не только с особыми потребностями, но и в становлении специалистов в этой сфере», — отметила Нурова.
В кабинеты инклюзии принимают особенных детей, нет каких-то конкретных требований. Тем не менее, очень важно, чтобы в процессе социализации ребят были заинтересованы, в первую очередь, родители.
«Не преследуем академические цели, никогда не обещаем родителям, что ребёнок будет отличником, поступит куда-то. Все зависит от способностей ребёнка, но у него есть возможность быть в социуме, что само по себе уже терапия, плюс идет постоянная коррекционная поддержка», — рассказывает Айнур.
Также, как подчеркнула Динара Чайжунусова, используются передовые методы работы с детьми с аутизмом.
«Мы надеемся в скором времени открыть специализацию и ввести в единый классификатор должностей должность поведенческого аналитика», — отметила Динара.
По данным корпоративного фонда «Болашак», в 2019 году планируется открытие еще 20-ти кабинетов поддержки инклюзии для детей с аутизмом в Акмолинской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Туркестанской областях.
«Глобальная цель проекта, чтобы люди с аутизмом могли полноценно работать в обществе, могли применить свои навыки. Продолжением этого проекта я вижу — как особенные дети учатся в вузах, колледжах», — резюмирует директор фонда.
Да, кстати о мечтах. Как рассказывает мама Анар, сегодня они не загадывают о будущем Алдияра, однако верят в лучшее.
«Мы не загадываем, кем он вырастет. Думаем пока о завтрашнем дне. Сейчас он очень любит лепить. Думаю, что с течением времени мы поможем ему выбрать профессию», — говорит Анар.
Добавим, согласно официальному ответу Министерства здравоохранения РК на запрос BNews.kz, сведения по количеству больных аутизмом заносятся в информационные системы «Электронный регистр психических больных РК» в организациях службы охраны психического здоровья.
«Согласно данным регистра за 2018 год в Республике Казахстан динамическим наблюдением охвачено 1314 детей с диагнозом детский аутизм. Количество детей с детским аутизмом по РК в разрезе регионов за 2018 год составляет: г. Нур-Султан – 371, г. Алматы – 4, г. Шымкент – 0, Акмолинская – 51, Актюбинская – 51, Алматинская – 19, Атырауская – 18, Восточно-Казахстанская – 145, Жамбылская – 89, Западно-Казахстанская – 109, Карагандинская области – 24, Костанайская – 170, Кызылординская – 24, Мангистауская – 48, Павлодарская – 86, Северо-Казахстанская – 49, Туркестанская – 56», — говорится в сообщении.
Источник: Bnews.kz