С 1 июля в Казахстане была запущена Социальная карта семьи, которая направлена на то, чтобы выявлять, кто из граждан действительно нуждается в поддержке государства и в каком объеме. О том, как будет работать этот документ и какие цели преследовать, мы попросили рассказать доктора социологических наук, директора Национального ресурсного центра по социальной работе Лязат Нуркатову.
— В своем выступлении на XVIII съезде партии «Hұp Отан» 27 февраля Елбасы Нурсултан Назарбаев особо подчеркнул необходимость развития мотивационного потенциала новых форматов социальной помощи малоимущим и многодетным семьям, которые были бы направлены на повышение качества жизни и на исключение предпосылок к формированию негативного феномена социального иждивенчества. Лязат, почему это так важно и что сейчас делается в этом направлении?
— Статус социальной работы, основанной на гуманистическом подходе «заботы о других», возрастает во всем мире, поскольку она способствует позитивным социальным изменениям в контексте идей о социальной справедливости, правах человека и гражданина, являющихся важными и универсальными для разных культур. Социальная работа основана на высоких нравственных ценностях, способствует гуманизации общества и модернизации общественного сознания, развитию системных подходов к решению острых социальных проблем и стабильности в стране.
В условиях ограниченных государственных ресурсов по организации системы социальной защиты и обеспечения населения, с одной стороны, развития рыночных услуг и дифференциации доступа населения к ним, с другой стороны, стоит сложная задача сохранения ценностной ориентации деятельности социального работника на служение обществу. Зачастую социальную работу рассматривают ограниченно и утилитарно, низко оценивают ее вклад в экономику и политику общественной жизни.
Модернизация системы социального обслуживания предъявляет новые требования к администрированию социальной работы, кадровой политике, в том числе при оказании социальных услуг лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. К примеру, при реформировании адресной социальной помощи (АСП) перед сотрудниками Центров занятости населения, ассистентами и консультантами будет стоять задача выявления малообеспеченных семей и оформлению необходимых документов для назначения АСП. То есть результатом модернизации системы будет индивидуальный подход к ситуации в бедной семье, выработка конкретных направлений адаптации в каждом конкретном случае.
— Значит, многое будет зависеть от социальных работников. Как будет выстроена их работа?
— Кадровый состав Центров занятости включает в себя персонал, состоящий из юристов, экономистов, специалистов по социальной работе, педагогов и других, входящих в штатный состав центра. Основная структурная единица кадрового состава – специалист центра занятости. Консультанты по социальной работе нанимаются по индивидуальному трудовому договору и являются внештатными сотрудниками Центра занятости. В целом по стране консультантов по социальной работе — 248 штатных единиц, ассистентов по социальной работе — 1347 штатных единиц.
Кадровый ресурс определяется не только количеством специалистов, но и тем, как они осуществляют взаимодействие с клиентом, между собой и социумом, какие методы и технологии при этом используют. Клиентами социальных служб предъявляются большие требования к духовно-нравственным характеристикам специалистов социальной работы. Однако перегрузка, немеханизированный и не престижный труд, низкий уровень заработной платы персонала таких учреждений ухудшают взаимоотношения работников и обслуживаемых граждан, порождают текучесть кадров и приводят к снижению качества социальных услуг. К тому же профессиональное «выгорание» социальных работников не компенсируется ни морально, ни материально, ни их собственной социальной реабилитацией.
АСП нового формата, внедренная с января 2018 года, создала базу для развития комплексной социальной работы с малообеспеченными семьями в виде механизма социального сопровождения. Однако практическая реализация данного механизма (реализуется специальными сотрудниками центров занятости – консультантами и ассистентами по социальной работе) свелась фактически только к мониторингу за выполнением получателями АСП обязательств по участию в мерах содействия занятости.
Анализ деятельности центров занятости по регионам показал целесообразность трансформирования их в центры по социальному сопровождению семьи в городах и крупных населенных пунктах. Для развития социальной работы и его кадрового потенциала необходимо определить конкретные стандарты трудовой нагрузки на одного социального работника с учетом численности населения, так как есть проблема чрезмерной загруженности специалистов в больших городах в силу миграционных процессов.
Надо отметить, что на пересмотр существующих подходов к оказанию социальной помощи и поддержки во многом повлияла трагедия, произошедшая в столице в начале 2019 года, когда во время пожара погибли пять детей из многодетной и малообеспеченной семьи.
Во-первых, было предложено переформатировать услуги социального сопровождения, изменив для этого требования к работе консультантов и ассистентов по социальной работе. Основной задачей этих сотрудников должно стать: выявление и комплексная оценка потребностей граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с особым фокусом на детей; ведение отдельных случаев трудных жизненных ситуаций семьи в рамках индивидуального плана помощи; привлечение и координация соответствующих государственных органов и организаций для оказания помощи семье. При этом фактором малообеспеченности являются другие аспекты социального неблагополучия такие как многодетность, инвалидность, освобождение из мест лишения свободы, нахождение на учете службы пробации и т.д.
Во-вторых, предлагается распространить право на меры социальной адаптации, оказываемые в рамках АСП, на семьи, получающие безусловную денежную помощь (в рамках АСП меры социальной адаптации предусмотрены только для получателей обусловленной денежной помощи). Минимальным пакетом услуг социального сопровождения и социальной адаптации в рамках АСП должны быть обеспечены семьи с детьми, среднедушевые доходы которых выше черты бедности, но ниже величины прожиточного минимума. Это позволит проводить профилактику трудной жизненной ситуации, предотвращать возможные риски для благополучия детей в таких семьях и дальнейшего попадания семьи в ситуацию крайней бедности.
В-третьих, предлагается пересмотреть механизм межведомственного взаимодействия при оказании АСП, который сегодня реализуется в рамках деятельности районных (городских) комиссий по вопросам занятости населения. Следует признать, что процедуры и механизмы взаимодействия заинтересованных уполномоченных органов и должностных лиц в составе вышеуказанных комиссий законодательно не предусмотрены либо прописаны в самом общем виде, что приводит к формальности в их деятельности.
— Каким образом в Социальной карте будет измеряться уязвимость семьи?
— Социальная карта — это сложный инструмент, требующий соответствующего обучения всех работников социальной сферы (социальный работник, патронатная медсестра/социальный работник здравоохранения, социальный педагог, участковый/ювенальный инспектор, офицеры службы пробации), которые будут применять оценку уязвимости. Для них разработан единый алгоритм, позволяющий выявлять все виды уязвимости у семьи и ребенка, а также разработано руководство по ведению собеседования, сбора данных в рамках дворового обхода.
Вместе с ростом потребности в социальных услугах и расширением возможности их предоставления важным шагом в кадровом обеспечении становится планирование потребности в социальных работниках. Оно будет опираться на стратегические государственные планы по развитию отрасли и изучению спроса субъектов социального обслуживания.
Если сегодня в составе соцработников преобладают специалисты со средним профессиональным образованием, то по мере структурных изменений возникнет необходимость в специалистах различного профиля с высшим образованием (консультантов по социальной работе, специалистов по защите прав детей, соцработников по психическим отклонениям и изменениям поведения, по оказанию медицинской помощи и т.д.).
При этом будет осуществлен переход от применения устаревших штатных нормативов и стандартов к возможности гибкого планирования человеческих ресурсов и трудозатрат в соответствии с применяемыми технологиями, стандартизованными операционными процедурами и потребностями пациентов. Так, одними из современных технологий эффективного межведомственного взаимодействия, повышения качества социальной работы, роста профессионализма социального работника всех уровней являются кейс-менеджмент (ведение случая) и супервизия (наставничество).
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих технологиях.
— Технология кейс-менеджмента позволит создать интегрированную систему предоставления социальных услуг, усилить работу в межведомственной команде, повысить качество социальной работы с лицами с особыми потребностями. А необходимость введения супервизии в работу социальных служб обусловлена повышенным уровнем эмоционального выгорания, психологической̆ нагрузки и многими профессиональными рисками, часто приводящим социальных работников к стрессовым ситуациям. Супервизор в этом случае делится своим профессиональным опытом, помогает молодым специалистам найти необходимое решение, консультирует, предлагает новые методики и технологии.
Кстати, в организациях социального обслуживания будут разработаны принципы и механизмы адаптации и менторства (шефства), а также механизмы сохранения квалифицированных и хорошо работающих специалистов.
— В чем суть новых принципов социальной поддержки?
— Опыт зарубежных стран показывает, что приоритетным направлением социальной работы является деятельность по социальному сопровождению малообеспеченных семей. Будут реализованы следующие принципы социальной поддержки бедных:
Первый принцип — конкретность и адресность оказания социальной помощи. То есть помощь со стороны государства должна оказываться, прежде всего, тем людям, кто по объективным показателям не в состоянии решить свои материальные проблемы самостоятельно. Если же социальная помощь будет оказываться всем без исключения, то вместо борьбы с бедностью общество и государство будут ее поощрять и субсидировать.
Второй — своевременность и достоверность необходимой информации о социальном и материальном положении различных социальных групп. Как уже было отмечено, бедность во многом является результатом субъективных оценок, для корректировки которых и необходима подобная информация.
Третий — опора на собственные силы. То есть создание в обществе условий, при которых человек сможет самостоятельно обеспечить себе желаемый уровень материального благополучия.
И четвертый — равенство интересов всех групп населения. Надо понимать, что оказание социальной поддержки и помощи одним социальным группам не должно ущемлять интересы других групп, слоев и объединений. Так, экономические льготы, пособия и выплаты, направленные на определенные категории населения, не должны осуществляться за счет сокращения или задержки соответствующих выплат другим.
В целом организация деятельности по оказанию необходимой социальной поддержки и помощи бедным и малоимущим слоям населения позволят сформировать и поддерживать в обществе атмосферу взаимного доверия между властью и гражданами, создать условия, при которых возможно своевременное выявление и разрешение различных социальных конфликтов, а также укрепить единство и целостность социальной системы.
Источник: Central Asia Monitor