Впервые в Казахстане старейший технический вуз страны выдвинул идею проекта республиканского масштаба по инклюзивному образованию. Цель проекта –предоставить людям с ограниченными возможностями доступ к высшему образованию и дать им шанс построить полноценную жизнь.
Доля людей с ограниченными возможностями здоровья постоянно растет и достигла 3,7% от населения Казахстана. За 4 года (с 2011 по 2015 гг.) количество детей с ограниченными возможностями здоровья увеличилось на 20%. Всего по Казахстану 88 000 детей с особыми нуждами, однако высшее образование получают только 0,3-0,5%. Это всего 385 студентов. Большинство не социализированы, не имеют образования и не работают. У них нет сформированной потребности в получении высшего образования.
О сложившейся ситуации рассказал руководитель молодежной организации людей с ограниченными потребностями «Жiгер» Фархат Юсупжанов:
– Многие абитуриенты считают, что высшее образование для них недоступно. При поступлении люди со специальными потребностями сталкиваются с большими трудностями. Например, если человеку нужно дополнительное время для сдачи экзамена, ему нужно этого добиваться, что-то доказывать. Если незрячему нужен помощник на экзамене, ему могут дать неквалифицированного человека, который не знает, как объяснить то, что написано в билете. Мы даже сталкивались с ситуацией, когда от глухого требовали сдать аудирование по английскому языку. А если человек не слышит – как он будет аудирование проходить? И много других проблем.
Но даже если они поступают, то все равно не могут эффективно учиться, так как нет соответствующей инфраструктуры, преподаватели не подготовлены, нет адаптированных пособий. У людей с ограниченными возможностями все время уходит просто на то, чтобы добраться до нужного класса и получить информацию. Учителя видят, что не могут этому студенту помочь и искусственно завышают ему оценку, а студент обучается просто ради стипендии. Уровень выпускников с инвалидностью очень низкий, даже получив диплом, они не способны работать.
Как родилась идея проекта
Чтобы решить эту проблему, Satbayev University планирует запустить проект по инклюзивному образованию, посвященный предоставлению людям с особыми потребностями доступа к высшему образованию.
Заместитель директора Департамента маркетинга и коммуникаций Satbayev University Айгерим Калиаскаркызы:
– Я часто заказываю Яндекс-такси и заметила, что за рулем такси много не слышащих людей. Постоянно возникала проблема: как объяснить им, куда надо ехать? И я подумала, почему люди с особыми потребностями пытаются адаптироваться под нас, а мы ничего не делаем? Почему в университетах нет уроков жестового языка, просто для того, чтобы научить людей разговаривать друг с другом?
Когда я начала выяснять, как обстоят дела с инклюзивным образованием, то обнаружила, что у университетов в Казахстане не хватает ни ресурсов, ни квалифицированных людей, чтобы внедрить инклюзивное образование так, как необходимо. И мы подумали: у нас есть видение, мы – сильная бизнес-команда и мы хотим взять на себя эту ответственность.
Высшее образование – одно из самых важных факторов социализации и успеха для всех слоев населения. Во все времена доступ к высшему образованию означал финансовую и эмоциональную стабильность, умение решать проблемы, и в конечном счете полноценную жизнь. Верно это и для людей с ограниченными возможностями. Инклюзивное высшее образование – реальная возможность адекватной социализации детей с особыми потребностями.
Возможно ли появление казахстанского Стивена Хокинга?
В середине сентября Алматы снова посетит всемирно известный мотивационный оратор Ник Вуйчич и выступит с мастер-классом «Жизнь без границ». Ник, родившийся без рук и ног, вдохновляет миллионы людей по всему миру, но мало кто знает, что Ник учился в обычной школе и закончил Университет Гриффита в Брисбене, получив двойную степень бакалавра коммерции.
Штат Виктория принял закон об инвалидах в начале 1990-х годов, через пару лет после принятия американского Закона об Инвалидах-американцах (ADA). Суть закона – в обеспечении государством свободного доступа к общественным зданиям и государственным услугам. Именно такой закон позволил Нику получить все преимущества, которые дает обучение в вузе.
После принятия этих документов в Америке и Австралии произошли заметные изменения. Речь идет не только о том, что люди в инвалидных колясках теперь могут ходить в кино и покупать кофе в Starbucks, но в большей степени о пользе не только для работающих людей с инвалидностью, но и для общин, в которых они живут. Люди с инвалидностью в этих странах теперь могут вносить свой вклад в общее дело и приносить пользу своей стране.
– Это проект очень важен для нас. Ник Вуйчич впервые начал выступать как спикер в школе и стал известным на весь мир оратором. Мы хотим стать такой школой для людей с ограниченными возможностями и дать им путевку в жизнь. Люди, от которых общество до сих пор отказывалось, найдут свое место в экономике Казахстана, – говорит руководитель Аппарата Ректора Satbayev University Берик Мухтыбаев.
Мировой опыт инклюзивного образования
В Казахстане до недавнего времени дети, которые имели серьезные проблемы со здоровьем, попадали в категорию неполноценных. Это мальчики и девочки, страдающие ДЦП, глухонемые или слепые, аутисты. Обычно таких детей родители отдавали в интернаты, а высшее образование для них было закрыто.
Чтобы понять масштаб проблемы, представьте себе, что вы не можете свободно перейти улицу, сесть на автобус или войти в класс или магазин. Вы не можете сами заработать себе на жизнь и вынуждены делать только то, что вам говорят. Однако возможности людей с особыми потребностями не ограничены их болезнью. Они не могут видеть, слышать или свободно двигаться, но могут мыслить, решать сложные задачи, развивать науку и технику, руководить.
Мировой опыт показывает, что люди с ограниченными возможностями несут в себе большой творческий потенциал. Легендарный президент Франклин Рузвельт, проведший Америку через Великую Депрессию и Вторую мировую войну, последнюю треть жизни провел в инвалидном кресле. Английский физик Стивен Хокинг, ставший символом физики ХХ века, болел склерозом и не мог говорить и двигаться. Лауреат Нобелевской премии по химии Джон Корнфорт полностью оглох в 16 лет. Советский физик Вениамин Цукерман стал основателем импульсной рентгенографии, будучи слепым.
Госсекретарь США Джон Керри подчеркивает, что «Инклюзивное общество – это более сильное общество, потому что оно опирается на таланты и вклад каждого». Дав людям с ограниченными возможностями доступ к высшему образованию, передовые страны мира, такие как США, Австралия, Сингапур, Япония, начали использовать богатый экономический потенциал. Такой же эффект может получить и Казахстан.
Проект, который изменит ситуацию
Ситуацию может изменить всего один позитивный пример полноценного инклюзивного университета в стране. Эту роль готов взять на себя Satbayev University. На данный момент университет ищет финансовую поддержку, чтобы на следующий год полноценно открыть свои двери для людей с инвалидностью по зрению, слуху и опорно-двигательному аппарату.
– Satbayev University – национальный вуз, и мы хотим показать на своем примере, что люди с ограниченными возможностями могут быть инженерами и учеными, работать наравне со всем обществом, успешно социализироваться. К сожалению, в бюджет университета не заложена возможность реализации этого проекта, поэтому мы ищем финансирование, чтобы претворить в жизнь эту идею и удовлетворить потребность людей с ограниченными возможностями в образовании качественно и с полной ответственностью, – подчеркнул Берик Мухтыбаев.
В рамках проекта университет готов разработать дизайн, интегрировать и адаптировать инфраструктуру, а потом адаптировать академические процессы с использованием современных IT-решений в образовании. Университет планирует разработать стандарты учебных материалов и инфраструктурных элементов, методики подготовки преподавателей и психологов к работе с людьми с ограниченными возможностями.
– Проще всего адаптировать инфраструктуру, – говорит Айгерим Калиаскаркызы. – Установить пандусы, оборудовать коридоры тактильными дорожками и перегородками, поменять таблички, установить мемо-стены, написанные шрифтом Брайля, установить оборудование в туалетах для людей с инвалидностью. Сложнее изменить академически процессы, обучить преподавателей и обеспечить студентам с особыми потребностями доступ к учебным материалам. Для этого мы хотим создать центр, где можно будет распечатать материалы шрифтом Брайля, задать вопрос, получить помощь.
В результате университет сможет полноценно готовить людей с особенными потребностями к инженерной и научной работе.
После запуска и анализа результатов проекта Satbayev University планирует сформировать комплексное решение, подробно описывающее все этапы внедрения проекта по аналогу современных франшиз. Satbayev University готов показать потенциал проекта, его положительный социальный и экономический эффект и бесплатно передать свое решение всем заинтересованным вузам Казахстана.
Особое внимание университет обращает на разработку маркетинговой стратегии для привлечения детей-инвалидов к обучению и формирования у них потребности в высшем образовании. Частью проекта станет знание о том, как правильно привлекать студентов и сделать проект эффективным.
– Мне очень хочется, чтобы люди с инвалидностью смогли найти свое место в жизни и реализовать свои таланты, – говорит Фархат Юсупжанов. – Чтобы те деньги, которые государство вкладывает в образование, гранты, повышенная стипендия, дорожные и другие выплаты потом возвращались государству в виде специалиста, который мог бы свои знания вложить в развитие своего общества, своей страны. Надеюсь, этот проект поможет.
Источник: РЕЗОНАНС.KZ