Осень – самый пиковый момент для рынка жилья, и найти подходящий вариант в это время довольно сложно. Однако существуют еще и нюансы, важные как при заселении, так и для дальнейшего проживания. В связи с этим эксперты подготовили памятку для арендаторов и собственников квартир
Для арендаторов
1. Убедитесь, что перед вами хозяин квартиры. Ознакомьтесь с удостоверением личности либо другим документом (паспорт, водительские права).
Просите правоустанавливающий документ на недвижимость: договор купли-продажи, дарения, свидетельство о наследовании или доверенности на право распоряжения объектом. Сравните информацию о собственнике с данными удостоверения личности.
2. Проверьте явные и скрытые дефекты квартиры. Сделайте фото или снимите видео. Перечень имущества (что, в каком количестве и состоянии) укажите в акте описи.
Проверьте бытовую технику, мебель, сантехнику в присутствии владельца, чтобы потом не было претензий. Зачастую сами собственники не знают о состоянии имущества из-за быстрой смены арендаторов, — отметил директор агентства недвижимости «Контакт» Сайлаубек Ескалиев.
3. Заключите договор аренды. Заверьте у нотариуса. Если договор заключается на срок более года, зарегистрируйте в ЦОНе.
В документе должны быть указаны:
— дата, место заключения договора и точный адрес недвижимости;
— Ф.И.О., даты рождения, данные удостоверения личности, место постоянного жительства владельца и арендатора;
— данные правоустанавливающего документа (номер, дата регистрации права собственности);
— права и обязанности сторон;
— срок договора;
— размер арендной платы и порядок внесения;
— условия по выплате просрочки;
— порядок расторжения договора и выселения арендатора. Согласно Гражданскому кодексу (ст. 545) предупредить о выселении вас должны за три месяца. На практике это обычно происходит за месяц;
— порядок компенсации ущерба, нанесенного квартире/дому или имуществу;
— подписи.
4. Фиксируйте на видео факты передачи денег за проживание.
Для собственников
1. Проверьте личные документы арендатора.
2. Возьмите депозитный платеж — страховой взнос в размере одной арендной платы. Эта сумма покроет последний месяц проживания арендатора либо будет учтена при возникновении форс-мажорных или спорных ситуаций.
3. Проверьте количество проживающих и состояние имущества. Для этого первые два-три месяца принимайте арендную плату прямо в квартире. Время последующих посещений оговаривайте с арендатором заранее. Поддерживайте связь с соседями, которые помогут вовремя отреагировать в случае с недобросовестными арендаторами или арендаторами-дебоширами.
4. Контролируйте оплату коммунальных услуг. Не делегируйте арендаторам эту функцию.
«При аренде всегда больше рискует собственник жилья: бывает, заселяются одни, а живут другие, или заявляется одно количество арендаторов, но по факту живет намного больше. Всё это несёт риски для имущества и репутации владельца. Я считаю, владелец и арендатор должны быть схожими в каких-то основополагающих взглядах. Тогда люди могут сотрудничать по 5–10 лет. Своему арендатору собственник часто готов сделать скидку по оплате в 10–20 тыс. тенге, только чтобы он жил постоянно, берег имущество и не беспокоил соседей», — резюмировал эксперт.
Источник: Елорда Инфо