«Что, все трое с инвалидностью?». Как белорусы разбивают стереотипы, устраивая автопробеги по Европе.
Участники проекта «Дружба на колесах» продвигают активный образ жизни среди людей с инвалидностью. И своим примером подтверждают: стереотипы и барьеры бессильны перед мечтами. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Дмитрию Хмурчику 30 лет. У него ДЦП. По образованию программист, а по призванию — лингвист: владеет английским, немецким. Передвигается с помощью ходунков, управляет автомобилем. Права получил белее 10 лет назад. За это время ни одной аварии.
— В тот момент не было возможности получить права в Минске, и я четыре месяца без сопровождения ездил в Вилейку. Садился на электричку, потом на автобус и добирался до училища, где проходили занятия. Приезжал в воскресенье вечером, уезжал в четверг. Вождение сдал с первого раза. Вначале была «Таврия», потом родственник отдал свой старенький «Пежо», в котором установили ручное управление. На нем исколесил пол-Европы. Очень люблю водить машину, это дает ощущение свободы и независимости, — делится Дмитрий.
А вот любовь к путешествиям у молодого человека появилась с самого детства благодаря необходимости проходить постоянные лечение и реабилитацию. В то время в Беларуси был только один центр, в котором занимались восстановлением детей с ДЦП, — «Тонус» в Бресте. Но мама Димы в своем стремлении поставить сына на ноги обращалась в различные фонды. Так Дмитрий впервые оказался в Венгрии, потом в Германии, Литве… С возрастом он понял, что ему нравится путешествовать, знакомиться и общаться с новыми людьми. При этом он видел, что многие его друзья и знакомые не имеют возможности не то что поехать в другую страну, а порой даже самостоятельно попасть в магазин или кафе. И тогда появилось желание изменить ситуацию, помочь молодым людям с инвалидностью, которые никогда не были за границей, посмотреть мир. Так пришла идея проекта «Дружба на колесах».
И в 2017 году состоялось первое путешествие. Компанию Дмитрию составил Александр, его друг из России, который перемещается с помощью костылей. С ними в путь отправился еще и здоровый молодой человек. Маршрут: Минск — Брест — Варшава — Калининград — Минск. Протяженность — около 1,5 тыс. км.
— В Бресте и Калининграде мы провели небольшие мероприятия для ребят в детских домах. Нас так тепло встречали! — вспоминает Дмитрий. — Зато у пограничников были круглые от удивления глаза. Они даже переспросили, глядя в паспорта: «Что, все трое с инвалидностью?»
Дальше — больше. 2018 год. Маршрут Минск — Гданьск — Берлин — Пирна — Прага — Варшава — Минск. Почти 4,5 тыс. км. Участники автопробега — трое молодых людей с инвалидностью. Без сопровождающего. Среди них была девушка — Лина Танкович. Она родом из Гродненской области. Работает в Москве удаленным оператором службы такси, есть хобби — маникюр.
— Честно, я не волновалась перед такой дальней дорогой. Была цель — увидеть Прагу. К тому же мне очень нравится куда-то ехать, рассматривать пейзажи. Конечно, было сложно самим справляться со всеми вопросами, например, на заправке, в отеле. Но все получилось. Впечатления от увиденных городов, особенно Праги, сторицей компенсировали все сложности, — поделилась Лина.
Этим летом Дмитрий организовал третий автопробег «Дружба на колесах 2019» с участием двух автомобилей. Стать вторым водителем согласился Александр, мужчина состоит в клубе любителей запорожцев. Правда, поехали ребята не на запорожце. Маршрут: Минск — Брест — Берлин — Вольгаст — Париж — Пирна — Прага — Варшава — Минск. Париж стал кульминационной точкой в этом путешествии.
— Лина, думаю, это была ваша идея — посетить Париж?
— Нет! Нам нужно было увеличивать расстояние автопробега. И Париж стал логичным продолжением. Очень надеемся, что в скором времени отправимся в сторону Мадрида и Рима, — делится планами девушка.
— А я мечтаю доехать до Лондона, — добавляет Дмитрий.
В этот раз ребята были 20 дней в пути, исколесили больше 6 тыс. км дорог.
— И как вам город любви?
— В Париже мы провели два полных дня. Ночевали в отеле в 15 км от столицы Франции. В первый день гуляли под Эйфелевой башней, поднимались на нее, любовались видом города сверху. На следующий день отправились на прогулку на теплоходе по Сене. Это было незабываемо! Столько впечатлений! — восхищенно говорит Лина.
— Дмитрий, тебя чем впечатлил Париж?
— Такого плотного потока машин на городских дорогах я до этого не видел. Особенно в центре Парижа. Мы там ехали со скоростью пешехода. Пробок очень много, машины с оторванными бамперами, никто не злится, если тебе сложили зеркало, — вспоминает молодой человек.
— Что для тебя самое приятное в таких поездках? Ты ведь за рулем, а это не так просто?
— Я кайфую от того, что ребята едут, им нравится, они испытывают так много положительных эмоций! Это меня вдохновляет и придает сил, — уверят молодой человек.
Путешествия — удовольствие не из дешевых. Собрать 400–500 евро для поездки — вопрос сложный. Но Дмитрий очень надеется, что проект получит дальнейшее развитие. Он планирует зарегистрировать международное общественное объединение «Особый маршрут», тогда, возможно, охотнее начнут откликаться спонсоры, готовые поддержать проект материально, и большее число людей с инвалидностью смогут увидеть мир, покинув стены квартир. Сейчас он ищет недорогой офис, чтобы оформить юридический адрес.
Источник: NND