Есть ли надежда, что толчея в часы пик и томительное ожидание отдельных маршрутов уйдут в небытие? Когда общественный транспорт станет удобным для пассажиров-колясочников? Запустят ли на окраинах новые маршруты? Появятся ли скидки на проезд для студентов? Злободневные проблемы работы общественного транспорта обсудили на площадке «Еркін пікір» — новом проекте столичного филиала партии Nur Otan.
Надежда на электробусы
В качестве спикеров пригласили представителей компании «Астана LRT», акимата, Департамента полиции, Конфедерации людей с инвалидностью Казахстана, центра iKomek, известной как служба 109, и жителей.
Каждый день в столице на линию выходят около 900 автобусов. При этом около 100 требуется заменить на новые, говорит руководитель отдела капитального строительства сооружений транспортной инфраструктуры Управления транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Бауыржан ТАЙБЕРГЕНОВ.
— Срок эксплуатации автобусов должен составлять не менее 14 лет. В «Астана LRT» провели конкурс на приобретение 100 электробусов, планируем в третьем квартале следующего года запустить их в эксплуатацию. Один из автобусных парков протестировал транспорт и дал заключение, что они действительно эффективны, экономичны, — отметил он.
— Думаем, что электробусы зарекомендуют себя очень эффективно и помогут уменьшить интервал движения автобусов, — заметил заместитель председателя правления компании «Астана LRT» Бауыржан СЕИТОВ.
Автобусы -не вертолеты
По его словам, каждую неделю в их адрес поступает 100-150 предложений жителей по поводу улучшения городских маршрутов. И одной из неизменных проблем по-прежнему остаются переполненные салоны автобусов.
— Разбудите среди ночи любого сотрудника компании, и он назовет 17 самых перегруженных маршрутов. Мы знаем о них, комплексная работа по ним ведется, — заверил Бауыржан Сеитов.
Об этой проблеме поспешили сообщить и другие участники обсуждения.
— В жилом массиве Ондирис живет более 30 тысяч человек. Утром оттуда еще можно уехать, а обратно из города сложно. Автобусы переполнены, не то что сидеть, стоять негде, — говорит председатель Совета ветеранов района «Байқоңыр» Сарсенбай МЫНБАЕВ.
А вот автобус маршрута № 46, по словам другого участника «Еркін пікір», на небольшом отрезке дороги проводит очень много времени, простаивая в пробке.
— Вечером от магазина «Анвар» через два светофора до «Азия-Парка» он едет 40 минут, — уточнил житель столицы. — Люди теряют время, когда нужно много успеть сделать дома.
Вопросы трафика действительно остаются важной проблемой, согласился представитель компании «Астана LRT».
— Автобусы — не вертолеты, летать не умеют. Что касается 46-го маршрута, по количеству автобусов здесь бывают небольшие сбои, но, в принципе, 90-95 процентов придерживаются положенного интервала движения. Из запланированных 22 автобусов на линии постоянно находится 20-21 единица. Этот маршрут очень популярный и проходит по сложным точкам. Дело в том, что в столице много людей выезжают сразу в одно время. Есть ярко выраженные часы пик, когда концентрация пассажиров в общественном транспорте и трафик на дорогах очень высокие. Кроме того, многие жители возят детей в детские сады и школы с правого берега на левый и наоборот. Чтобы как-то решить проблему, мы в том числе предлагаем вернуть территориальность по школам, но по этому поводу есть мнения за и против, — отметил Бауыржан Сеитов.
Трудный доступ
Доступность общественного транспорта для людей с инвалидностью — еще одна важная проблема, которую подняли на площадке «Еркін пікір».
— Почти все автобусные остановки в столице недоступны для людей с инвалидностью, на некоторые невозможно заехать на коляске. Приходится ждать позади павильонов. На мой взгляд, при Управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры необходимо создать научно-методический совет по вопросам формирования доступной среды. Пока мы не решим этот вопрос, люди с инвалидностью не смогут ни учиться, ни устроиться на работу, — считает руководитель экспертной аналитической группы Конфедерации людей с инвалидностью Казахстана Жадырасын САДУАКАСОВ.
По его словам, нужно принять отдельные стандарты в сфере наземной транспортной инфраструктуры и регламент оказания услуг на транспорте. А из сервисов для удобства передвижения людей на колясках — систему информирования в автобусах.
— Как за границей, чтобы водитель заранее знал о том, что на остановке ждет человек с ограниченными физическими возможностями, — добавил руководитель экспертной аналитической группы.
— Мой друг — человек сильный духом. Недавно мы с ним добирались на автобусе. В общественном транспорте не работал пандус — это один момент. Другой — водители останавливаются далеко от бордюра, могут ли они производить остановку поближе? — такой вопрос задал молодой человек из зала.
— Конечно, могут, — ответил Бауыржан Сеитов. — Стоит сказать, что мы постоянно обсуждаем вопросы по дисциплине водителей. Было бы легче, если бы у нас было достаточно специалистов. Но у нас сейчас дефицит около 600 водителей, и с теми, кто нарушает, нет возможности в один момент попрощаться. Автопарки вынуждены на какие-то моменты закрывать глаза. Они знают, что если сегодня водитель уйдет с работы, завтра маршрут останется без автобуса.
О статистике обращений, связанных с работой общественного транспорта, рассказала заместитель директора городского центра мониторинга и оперативного реагирования Дина ТЕМИРГАЛИЕВА.
— В рейтинге топ-10 работа общественного транспорта находится на первом месте. В первую очередь, население беспокоит несоблюдение интервала движения, некорректное поведение водителей, проблемы с электронной системой оплаты, проезд остановки, не работающие RTVM-терминалы, санитарно-техническое состояние автобусов, — отметила она.
Новые теплые остановки
По информации «Астана LRT», за три года в столице появилось более 100 теплых остановок. На очереди в этом году — еще 30.
— Если все выполнять за счет бюджетных средств, будет большая нагрузка, поэтому мы очень плотно работаем с инвесторами по установке теплых остановок. Недавно они появились на конечной автобусной остановке в поселке Промышленном, две — возле «Встречи» с двух сторон. Нельзя сказать, что ничего не делается, — ответил заместитель руководителя компании «Астана LRT» в ответ на просьбу размещать теплые остановки возле школ и больниц, а также на окраинах столицы.
Не обошли вниманием участники дискуссии и качество дорог.
— Мы проводим обследование улично-дорожной сети, где имеются недостатки по ямочному ремонту, содержанию дорожной разметки, заездных карманов. За истекший период выдано более 800 предписаний в адрес местной исполнительной власти для устранения замечаний, — отметил заместитель начальника административной полиции Департамента полиции Нурлан УВАЕВ.
Общую черту полуторачасового обсуждения подвел секретарь Общественного совета города Нур-Султана Мухтар ЕРКЕТАЕВ.
— Чтобы население пересело на общественный транспорт, нужно сделать еще очень много. Все замечания совершенно правильные. Сегодня нет конкуренции среди перевозчиков. Когда она будет, тогда и водителей станет больше, и культура сервиса появится, — считает Мухтар Еркетаев.
Озвученные во время дискуссии вопросы будут направлены в партийную фракцию городского маслихата.
— На площадке «Еркін пікір» мы будем обсуждать самые важные проблемы, с которыми сталкиваются жители, гости столицы и люди, имеющие особые потребности, — резюмировал общественный деятель, член Комиссии партийного контроля городского филиала партии и модератор дискуссии Нурлан УТЕШЕВ.
Источник: Вечерняя Астана