Персональные данные уже давно называют «новой нефтью». Хакеры постоянно стараются завладеть личной информацией граждан, чтобы потом — монетизировать. В нашей стране до сих пор нет четкого понимания, кто должен нести ответственность в случае утечки данных. История знает как минимум несколько таких примеров. Несмотря на это, различные системы продолжают собирать всю подноготную о людях. Марк Брюшко оценил все плюсы и минусы повсеместной цифровизации. Камеры тут, камеры там. Камеры везде, куда не бросишь взгляд. Когда-то будущее, сегодня – реальность. ДТП. Драки. И даже прогулки по улице — фиксируется все. Марк Брюшко, корреспондент: — Невольно задумаешься: а сколько камер мы встречаем за весь день? Проведем эксперимент. Посчитаем. Только выходим из квартиры и попадаем в поле зрения первых камер в подъезде. Далее – едем в автобусе. Со всех сторон – видеоаппаратура. Выходим на остановке и двигаемся в сторону офиса. И здесь всевидящее око большого города не оставляет в покое. Невозможно скрыться даже внутри здания. Марк Брюшко, корреспондент: — Предварительные итоги. На часах только обед, а мы насчитали уже больше 15 камер. Как вы понимаете — это только те, что попали в поле нашего зрения. Еще есть магазины, где за нами тоже следят. Государственные учреждения, которые мы посещаем. Больницы. Школы. И многое – многое другое. А если в будущем все эти камеры объединят в одну информационную систему с искусственным интеллектом? Да еще и способную собирать информацию? Прощай анонимность. Отследить можно будет любого человека. И тогда – тотальный контроль? Или же наоборот – больше возможностей для людей? В Китае, к примеру, работают магазины без продавцов, где с помощью сканирования лица можно оплатить покупки. Человеку присваивается уникальный код, который привязывается к электронному кошельку. Такие новшества многим не по душе, но с развитием технологий они неизбежны. И в нашей столице скоро за проезд в общественном транспорте можно будет платить одним взглядом в камеру. Система только тестируется в двух автобусах. Но посмотреть, как она работает можно уже сейчас. Даурен Нуралиев, управляющий директор «Астана LRT»: — Мы находим бот, который называется Face Pay. Нажимаем кнопочку старт. Приходит сообщение о том, что Марк, вы не зарегистрированы. Чтобы пройти регистрацию нужно вести ИИН. После этого приходит сообщение, что вы должны сделать селфи. Дальше вы привязываете банковскую карту. Регистрация завершена. — То есть, получается, человек может войти в автобус. Посмотреть в камеру и у него с карты спишутся деньги. — Полностью согласен. Вот вы уже можете видеть себя на экране. Но вы – красный. Потому, что вы не завершили регистрацию. Только вот не все пассажиры пока рады такому новшеству. Блиц: — Это же не гарантирует неправильное считывание лица. Текущая карточка меня устраивает. — Лицом, я думаю, удобнее было бы. — Для меня это опасно. Может быть, это и удобно, да. Но боятся нечего, говорят специалисты. Безопасность личных данных гарантируется. Даурен Нуралиев, управляющий директор «Астана LRT»: — Камеры рассчитаны на то, чтобы считывать изображение с живого человека. Если фотографию простую к камере поднести она не считает изображение. Оно не объемное. Но мы этот момент тоже проверим, если что – потом сообщим. Если боитесь, всегда можно оплатить поездку по старинке. Однако специалисты «Центра анализа и расследования кибератак» предостерегают: любая база может быть взломана. Арман Абдрасилов, директор Центра анализа и расследования кибератак: — В «Астана ЛРТ» собирается очень интересная информация, о том, сколько денег пассажир положил, на каких остановках он выходит. С кем он вместе ездит. То есть, это данные, которые в чистом виде, возможно и не применимы для большой аналитики, но они способны обогащать базу, которая может дать дополнительную информацию о человеке. Неважно, о каких базах идет речь. За оборотом данных нужен жесткий контроль. А пока в Казахстане пытаются опробовать новые технологии и активно собирают информацию о нас, во многих странах стараются уйти от этого, все больше говоря о личном пространстве и защите персональных данных.