Знаменитая казахстанская шахматистка Динара Садуакасова недавно поднялась до 11-го места в мировом рейтинге FIDE среди женщин. Это прецедент в истории казахстанских шахмат. Но говорит ли он о прогрессе в этой сфере или только о достижениях отдельных талантливых спортсменок?
На вопросы «ЭК» отвечает исполнительный директор Казахстанской федерации шахмат Ирина Грищенко.
– Недавно присутствовал при разговоре детского психолога и родителей первоклассника. Они жаловались, что ребенок не хочет идти в шахматную секцию, хотя других детей оттуда не вытащишь. Психолог ответил: значит, ваш не может, шахматы – не его, не дано от природы. Ищите что-то иное, и вообще, шахматы сегодня не тренд…
2.jpg
Ирина Грищенко / kazchess.kz
– Категорически не соглашусь. Что значит «не тренд»? Профессионально, то есть в спортивных школах, в Казахстане сегодня шахматами занимаются более 200 тысяч детей. Среди неолимпийских видов спорта шахматы – на втором месте после фитнеса. При том что у нас не так много государственных шахматных школ – то есть родители ведут детей в частные, несмотря на то что это в большинстве случаев затратно. Хотя есть и бесплатные занятия. В Нур-Султане – 138 частных школ или шахматных образовательных центров, в Алматы – 242. Не считая школьных кружков. И распространенность обучению шахматам растет. Буквально несколько дней назад федерация обучила и сертифицировала 105 тренеров – полагаем, что скоро около 100 общеобразовательных школ Алматы введут в свои программы шахматы в качестве кружка, факультатива или обязательного урока. В 2017 году наша федерация запустила пилотный проект «Шахматы в школе» в четырех городах Казахстана – оборудовали общеобразовательные школы, пожелавшие участвовать в проекте, специальными классами, опробовали там наши учебники и методические комплекты. Эти учебники в этом году рекомендованы Министерством образования. Сегодня программа «Шахматы в школе» функционирует уже в 205 школах 80 городов, где шахматам обучаются более 15 тысяч детей.
– А какова конечная цель этого проекта? Наработать опыт и сделать шахматы обязательным предметом? Пару лет назад такая идея обсуждалась в школах Москвы.
– Это мировая тенденция – еще в 2012 году на заседании ООН была принята резолюция о том, чтобы считать шахматы не только спортом, но и образовательным предметом. В Армении уже более 15 лет шахматы введены обязательным предметом в обычных школах, по два урока в неделю. Сейчас по этому пути идут Китай, Испания и Скандинавские страны. Интересный факт: в латиноамериканских странах занятие шахматами в школах поощряется не только как инструмент развития интеллекта, но и как способ социализации – проводился эксперимент, который показал, что в тех районах, где в школах есть преподавание шахмат, ниже уровень детской преступности.
– И тем не менее: что дают шахматы?
Динара Садуакасова установила новый рекорд в казахстанских шахматах
читайте далее
– Если мы говорим о любительском уровне игры, то прежде всего шахматы прекрасно развивают память, учат человека концентрироваться, отвечать за свои поступки и самостоятельно принимать решения, за которые он несет ответственность. В нашем проекте «Шахматы в школе» мы сразу ввели сопровождение психологов, это единственный такой опыт в мире. Они два раза в год снимают показатели детей, которые занимаются шахматами и которые нет. И мы видим объективную картину динамики их развития. Более глубокая аналитика будет готова к лету следующего года, но уже сейчас видна четкая связь между занятиями шахматами и уровнем успеваемости по математике. Это ожидаемо и понятно – такая связь давно известна. Но у тех, кто занимается шахматами, и скорость чтения выше, и успеваемость в естественных науках. Это все результат умения концентрироваться, развития памяти. По итогам проекта мы будем проводить репрезентативную выборку среди родителей, чтобы узнать, как занятия шахматами отразились на саморегуляции и самоконтроле детей. Думаю, узнаем немало интересного.
Еще один эффект, на который обращают внимание во всем мире, – огромный плюс шахмат в том, что в них обычно не играют в одиночку. Можно, конечно, через Интернет это делать, но чаще ребенок играет со взрослыми. Так в игру, в общение втягиваются разные члены семьи, понимая, что ребенку важно внимание, появляется общее хобби. Недавно среди вузов Казахстана прошел конкурс эссе на тему «Моя шахматная история», и нас попросили войти в жюри. Читая эти тексты, я удивлялась, как сильно шахматы могут выступать в качестве такого «социального клея» в семье.
Есть даже медицинский аспект: в мире шахматы используют как инструмент социализации аутистов. И очень неплохие результаты показывают в борьбе с болезнью Альцгеймера.
Шахматы позволяют самореализовываться людям, которые, казалось бы, обречены быть вне социальной жизни. Очень яркий пример – Алексей Вершинин из Талгара. Человек с очень тяжелой формой инвалидности создал свою шахматную школу, обучает более 50 детей. Он мечтает попасть на настоящий шахматный турнир, и мы обязательно ему в этом поможем.
– А могут шахматы конкурировать с гаджетами?
– Здесь не надо говорить о конкуренции. От гаджетов обществу уже никуда не уйти, да и незачем: это ведь только инструмент, который можно использовать по-разному. Интерес к гаджетам можно встроить в интерес к шахматам и тем самым сделать его более осмысленным, без тех перехлестов, которые пугают родителей.
– Существует ли казахстанская школа шахмат?
– Наверное, правильнее сказать, что она находится в стадии формирования. У нас есть прекрасные тренеры, но очень мало тех, кто может готовить топовых спортсменов. Школа ведь не может сложиться за несколько лет – на это, пожалуй, нужен временной отрезок размером с поколение. Но казахстанский шахматный мир идет в этом направлении.