Now Reading
Без ограничений
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Без ограничений

Без ограничений

Создать условия для инклюзивного образования

Конституция Республики Казахстан провозглашает права граждан на образование, трудоустройство, социальную и юридическую защиту. К сожалению, люди с ограниченными возможностями не могут реализовать эти права в полной мере. 

Руководитель проекта «Нур бала» в общественном объединении «Молодежное общество людей с инвалидностью» Айгерим Даулетбаева уже не раз поднимала проблему развития инклюзивного образования для детей с инвалидностью. Проект «Нур бала», реализуемый с 2004 года, даже становился победителем конкурса «Лучшие социальные проекты Казахстана». Сейчас он охватывает 20 детей с психоневрологическими заболеваниями и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Их адаптируют к жизни, учат обслуживать себя в быту, к примеру, заправлять и стелить постель, надевать одежду, самостоятельно принимать пищу. Комплексное педагогическое сопровождение осуществляется по инклюзивной программе, которая позволяет подготовить детей для обучения в общеобразовательной школе.

— По-настоящему заботился о внедрении инклюзивного образования в школах бывший руководитель общественного объединения «Общество людей с инвалидностью, имеющих высшее образование «Намыс» Кайрат Иманалиев, ныне покойный. Он же являлся одним из разработчиков законов «О социальной защите людей с инвалидностью в РК», «О специальных социальных услугах в РК», республиканской и региональной программ реа­билитации лиц с инвалидностью. К сожалению, сейчас работы по созданию программ для развития детей с инвалидностью среди неправительственных организаций нет. Взять хотя бы нашу область, где вопрос качественного внедрения инклюзивного образования по-прежнему остается открытым. По идее инклюзия должна начинаться с детского садика, но у нас этого нет, — говорит Айгерим.

Она считает, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата не лишены интеллекта и должны иметь возможность получать образование, как и сверстники. Известно, что в высших учебных заведениях страны может учиться один процент людей с инвалидностью. Но возникает другой вопрос: как такой человек будет сдавать ЕНТ, если у него нет возможности учиться в школе? Какое качество знаний может дать обучение на дому? Соответственно, родители боятся отправлять таких детей на Единое национальное тестирование: а вдруг провалит?

— Проблема в том, что директора школ неохотно берут к себе на учебу таких детей, проще обучать их на дому. Но ребенок, огражденный от общества, склонен к деградации. Но среди детей с инвалидностью есть дети младшего школьного возраста, которые в минуту читают 50 слов, неплохо соображают, имеют красивый почерк. Но добраться до школы и вернуться домой самостоятельно они не могут. Им требуется сопровождение. Для этого и нужен тьютор (наставник), который все время будет рядом со своим подопечным во время учебного процесса, в том числе будет помогать передвигаться. В таких условиях ребенку намного легче адаптироваться. Если ставить перед собой цель, чтобы ребенок учился в школе, в институте, то у него обязательно все получится. Самое главное — не растить детей в тепличных условиях, — уверена Айгерим.

В общественном объединении просят родителей, чтобы они относились к ребенку с ограниченными возможностями как к нормальному человеку, не ранили его психику, не закладывали в него с детства стереотип, что он не такой, как все.

— Пусть ребенок с особыми потребностями растет без страха перед жизнью, пусть в дальнейшем захочет создать собственную семью, завести детей. Ведь уже научно доказано, что детский церебральный паралич генетически не передается. К сожалению, большинство родителей этого не понимают, — настаивает А. Даулетбаева.

В течение двух лет она обращается в управление образования с просьбой выделить тьюторов для своих подопечных. К сожалению, пока все безрезультатно.

— Говорить о том, что инклюзия плохо внедряется лишь потому, что нет пандусов и знаков, неверно. Нужно смотреть в корень проблемы, искать и находить решение, только так мы действительно создадим условия для инклюзивного образования, — убеждена А. Даулетбаева.

 

 

Источник: ЗНАМЯ ТРУДА

0
Tags :

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×