Создать условия для инклюзивного образования
Конституция Республики Казахстан провозглашает права граждан на образование, трудоустройство, социальную и юридическую защиту. К сожалению, люди с ограниченными возможностями не могут реализовать эти права в полной мере.
Руководитель проекта «Нур бала» в общественном объединении «Молодежное общество людей с инвалидностью» Айгерим Даулетбаева уже не раз поднимала проблему развития инклюзивного образования для детей с инвалидностью. Проект «Нур бала», реализуемый с 2004 года, даже становился победителем конкурса «Лучшие социальные проекты Казахстана». Сейчас он охватывает 20 детей с психоневрологическими заболеваниями и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Их адаптируют к жизни, учат обслуживать себя в быту, к примеру, заправлять и стелить постель, надевать одежду, самостоятельно принимать пищу. Комплексное педагогическое сопровождение осуществляется по инклюзивной программе, которая позволяет подготовить детей для обучения в общеобразовательной школе.
— По-настоящему заботился о внедрении инклюзивного образования в школах бывший руководитель общественного объединения «Общество людей с инвалидностью, имеющих высшее образование «Намыс» Кайрат Иманалиев, ныне покойный. Он же являлся одним из разработчиков законов «О социальной защите людей с инвалидностью в РК», «О специальных социальных услугах в РК», республиканской и региональной программ реабилитации лиц с инвалидностью. К сожалению, сейчас работы по созданию программ для развития детей с инвалидностью среди неправительственных организаций нет. Взять хотя бы нашу область, где вопрос качественного внедрения инклюзивного образования по-прежнему остается открытым. По идее инклюзия должна начинаться с детского садика, но у нас этого нет, — говорит Айгерим.
Она считает, что дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата не лишены интеллекта и должны иметь возможность получать образование, как и сверстники. Известно, что в высших учебных заведениях страны может учиться один процент людей с инвалидностью. Но возникает другой вопрос: как такой человек будет сдавать ЕНТ, если у него нет возможности учиться в школе? Какое качество знаний может дать обучение на дому? Соответственно, родители боятся отправлять таких детей на Единое национальное тестирование: а вдруг провалит?
— Проблема в том, что директора школ неохотно берут к себе на учебу таких детей, проще обучать их на дому. Но ребенок, огражденный от общества, склонен к деградации. Но среди детей с инвалидностью есть дети младшего школьного возраста, которые в минуту читают 50 слов, неплохо соображают, имеют красивый почерк. Но добраться до школы и вернуться домой самостоятельно они не могут. Им требуется сопровождение. Для этого и нужен тьютор (наставник), который все время будет рядом со своим подопечным во время учебного процесса, в том числе будет помогать передвигаться. В таких условиях ребенку намного легче адаптироваться. Если ставить перед собой цель, чтобы ребенок учился в школе, в институте, то у него обязательно все получится. Самое главное — не растить детей в тепличных условиях, — уверена Айгерим.
В общественном объединении просят родителей, чтобы они относились к ребенку с ограниченными возможностями как к нормальному человеку, не ранили его психику, не закладывали в него с детства стереотип, что он не такой, как все.
— Пусть ребенок с особыми потребностями растет без страха перед жизнью, пусть в дальнейшем захочет создать собственную семью, завести детей. Ведь уже научно доказано, что детский церебральный паралич генетически не передается. К сожалению, большинство родителей этого не понимают, — настаивает А. Даулетбаева.
В течение двух лет она обращается в управление образования с просьбой выделить тьюторов для своих подопечных. К сожалению, пока все безрезультатно.
— Говорить о том, что инклюзия плохо внедряется лишь потому, что нет пандусов и знаков, неверно. Нужно смотреть в корень проблемы, искать и находить решение, только так мы действительно создадим условия для инклюзивного образования, — убеждена А. Даулетбаева.
Источник: ЗНАМЯ ТРУДА