Социальное предпринимательство в Казахстане медленно, но развивается, в том числе благодаря поддержке государства. Об этом говорили в Алматы на церемонии вручения первой республиканской премии за вклад в развитие социального предпринимательства Ózgerіs ustasy.
Инициировал эту идею корпоративный фонд Act for Impact в рамках государственного гранта центра поддержки гражданских инициатив при участии Министерства информации и общественного развития.
Я много лет занимаюсь социальным предпринимательством и могу сказать, что его становление и рост в Казахстане могли бы идти более быстрыми темпами, ведь это важная составляющая гражданского общества. Одна из причин, почему этот процесс у нас такой неспешный, заключается в том, что в обществе мало знают о самой идее такого предпринимательства, – говорит глава фонда Индира Шах. – Основная цель премии – привлечь внимание к институту социального предпринимательства. В конкурсе у нас участвовали все регионы, среди 15 победителей шестеро представляют два крупнейших города страны, остальные из областей. Конкурс также дает возможность поддержать этих людей эмоционально, ведь им далеко не все говорят спасибо, хотя делают они важное дело.
Участниками конкурса стали неправительственные организации, сумевшие найти решение реальных социальных проблем, сделав это на основе устойчивой бизнес-модели, в основном в сферах экологии, образования и помощи уязвимым группам населения. На первом этапе финалистов отбирала экспертная комиссия, в состав которой вошли представители республиканских и зарубежных экспертных организаций, на втором лидеры определились на основе данных общественного онлайн-голосования. Вместе со званием победителя конкурса они получили и денежное вознаграждение в размере 500 тысяч тенге.
Активистам развития социального предпринимательства приходится сталкиваться с разными проблемами. Иногда можно услышать недовольные вопросы: «Если оказывается помощь лицам с инвалидностью, почему она платная?». Бывают обратные истории – коммерческая компания может назваться социально-предпринимательской ради имиджевых или материальных выгод (например, налоговых льгот), не будучи таковой на деле. Индира Шах считает, что было бы хорошо внести в законодательство четкое определение самого понятия «социальное предпринимательство». Сейчас его нет, и в результате возникает много различных интерпретаций и даже манипуляций. Однако формировать специальный закон все же еще рано.
Чтобы законодательство было жизнеспособным и эффективным, оно должно быть выработано самим сообществом социальных предпринимателей на основе большого опыта, – говорит Индира Шах. – Но сегодня мы только в процессе становления.
Источник: Экспресс К