Аудиторы пришли к неутешительным выводам — отечественный Минтруда относится к гражданам этой категории, как к «призракам», живущим в параллельной реальности. Специалисты Счетного комитета отмечают, что в министерстве попросту отсутствует стратегическое планирование в этом вопросе. Все это выливается в полный хаос с цифрами. Мероприятия по улучшению качества жизни людей с инвалидностью носят декларативный характер, без конкретной формы завершения. Словом, все меры изначально не предусматривают какой-либо результат.
Предоставление помощи группам нуждающихся усложняется громоздкой нормативной базой. Оказание государственных услуг регламентируется десятью законами и несколькими десятками подзаконных актов.
К примеру, действующая система установления инвалидности не прозрачна и имеет высокие коррупционные риски. Отсутствует методология определения степени нарушений функций организма. Члены «установочных комиссий» зачастую определяют статус гражданина на глазок, руководствуясь некими количественными критериями.
Система профилактики инвалидности сведена к пропаганде здорового образа жизни, ранней диагностики заболеваний и скрининговым исследованиям.При этом скрининг охватывает всего семь видов заболевания, подчеркивают в Счетном комитете.
По состоянию на 1 января 2018 года зарегистрировано 662 544 человека с ограниченными возможностями. Кстати, аудиторы отмечают рост первичной инвалидизации и снижение численности вылеченных людей. Установлена недостаточность организаций, оказывающих реабилитационную помощь.
К примеру, в бывшей Южно-Казахстанской области при численности 121 663 человека с ограниченными возможностями действуют всего 20 реабилитационных клиник. Кроме того, сохраняется высокий дефицит квалифицированных специалистов — 43% от потребности. Средняя продолжительность пребывания пациентов на восстановительном лечении составляет 11 дней, что значительно ниже мировых стандартов: в Израиле — 15 дней, во Франции — 30 дней, в Литве — до 56 дней. Несовершенство системы обеспечения привело к нехватке, например, протезов. Процесс получения протезно-ортопедических средств в отдельных случаях занимает от 6 до 10 месяцев. Естественно, в таких условиях не приходится говорить о полном восстановлении функций организма. Притчей во языцех стало оснащение зданий специальными пандусами. Даже по официальным данным только 40% инфраструктурных и социальных объектов соответствуют нуждам людей с ограниченными возможностями.
По факту, таких «строений» гораздо меньше. По итогам 2017 года условия для воспитания детей с особыми потребностями созданы лишь в половине организаций образования. Только 69% лиц с инвалидностью, обратившихся в органы занятости, трудоустроены, многие из них — на временную работу. Такая вот забота от министерства труда и социальной защиты населения РК…
Источник: KOKSHETAU ASIA