В социальной сети продолжается скандал из-за замены Единым дистрибьютором инсулина на биосимиляр.
Родители детей, больных диабетом, продолжают попытки убедить Министерство здравоохранения отказаться от биосимилира инсулина гларгин, поскольку никто не может спрогнозировать иммунные реакции организма на препарат-заменитель.
Вице-президент Диабетической ассоциации Казахстана Руслан Закиев опубликовал новый пост в Facebook, посвященный проблеме замены оригинального инсулина ларгин на его биосимиляр индийского производства.
«Весь вечер я пытался понять, чем руководствовался человек или группа людей, принявших решение о массовом, одномоментном переводе 27 тысяч взрослых пациентов и более полутора тысяч детей, использующих ежедневно в своей терапии инсулин гларгин (Лантус) на биосимиляр этого препарата. Неужели решающим фактором стала только сомнительная экономия 512 миллионов тенге? (Сомнительная, потому что никто не предоставил доказательств абсолютной биоэквивалентности биосимиляра, и поэтому количество необходимого инсулина может сильно измениться)… Требования, предъявляемые к применению биосимиляров необходимо четко регламентировать и сопоставить с требованиями, предъявляемыми к оригинальным препаратам. Данное условие необходимо, потому что никто не сможет в начале терапии с использованием биосимиляра спрогнозировать возможные иммунные реакции организма на данный биосимиляр и никто не сможет спрогнозировать биоэквивалентность биосимиляра оригинальному продукту. Поэтому в большинстве стран, на опыт которых с завидным постоянством опирается наше Министерство здравоохранения Республики Казахстан, решение о переводе пациента с одного препарата на другой принимает врач, а не чиновник, которому нет дела до пациента и для него важнее выполнение KPI. И, собственно, сам перевод осуществляется в условиях стационара под постоянным контролем медицинского персонала», — утверждает общественник.
Он подчеркнул, что не считает переход на биосимиляр продуманным решением.
«В этой связи я считаю непродуманным и поспешным решение о массовом переводе пациентов на биосимиляры, к тому же без согласия самих пациентов, которые, хочу напомнить нашим чиновникам, являются гражданами страны, которая наняла вас на работу. Я считаю, что переводить на терапию биосимилярами инсулина можно только инсулин-наивных пациентов, то есть тех, кто до этого не использовал инсулинотерапию. Тем же, кто уже компенсирован на оригинальном препарате, и в особенности детей, оставить инсулин, на котором они компенсированы! Если кому-то из чиновников так хочется инноваций в области компенсации сахарного диабета, то введите в АЛО в рамках ГОБМП новые инсулины, такие как, например, инсулин деглудек, который в отличие от биосимиляра входит в КНФ и активно используется на уровне стационаров», — подчеркнул Руслан Закиев.
В комментариях к этому посту родители детей, больных диабетом, поделились своими страхами.
«Моей дочери четыре года. Я помню, как сложно приходилось подбирать дозу. Ошибка смертельно опасна. Ребенок может уснуть и не проснуться. А теперь нам предлагают пройти это снова. На препарате, который не используется в других странах», — в частности, написал пользователь Нурлан Мирзатбаев.
Этого мнения придерживались и остальные участники дискуссии, причем некоторые из них потребовали публичного наказания чиновников, принявших кулуарно это решение.
Напомним, в конце ноября стало известно, что ТОО «СК-Фармация» закупило для казахстанских диабетиков не оригинальный инсулин гларгин, а его биосимиляр, что вызвало возмущение в Диабетической ассоциации Казахстана. Позже в «СК-Фармация» попытались объяснить это решение, однако ответ Единого дистрибьютора вызвал новые вопросы у общественников.