Для тех, кто передвигается на инвалидной коляске, машина – это необходимость. Но сможет ли водить автомобиль человек с ограниченными возможностями? Запросто! О том, как получить водительское удостоверение, рассказал новоиспеченный водитель – моя сестра Лена. Об особенностях обучения поговорим с директором автошколы, которая на сегодняшний день единственная, где учат водить людей с инвалидностью.
Алгоритм действий
Для получения прав начинать необходимо с медицинской справки. Освидетельствование водителей проводят в КУП «24-я поликлиника спецмедосмотров». Прежде чем туда идти, необходимо получить выписку из медицинских документов по месту жительства. Заметьте, обучаться вождению можно до 18 лет, соответственно и справку можно получить, не будучи совершеннолетним. А вот водительское удостоверение выдадут после успешной сдачи экзамена в ГАИ только с 18 лет.
В связи с тем, что моя сестра имеет инвалидность, опишу ее опыт получения медицинской справки.
Врачебную выписку ей выдали в подростковом кабинете детской поликлиники. Далее с этим документом, паспортом и двумя фотографиями она пошла в 24-ю поликлинику, которая работает ежедневно, включая субботу. Комиссия усомнилась в ее здоровье и отправила на дополнительные обследования к аллергологу из-за астмы, которая была установлена в раннем возрасте, хоть приступов давно не было. Ввиду того, что у сестры детский церебральный паралич, ей вначале предложили только ручное управление. Она не согласилась, поэтому пришлось еще раз сходить к неврологу, пройти МРТ головного мозга (магнитно-резонансная томография). С неврологом – проще: записался на прием и сходил, а вот МРТ удалось пройти только через несколько месяцев.
Все дополнительные медицинские документы она собрала, получила заветную медицинскую справку – но только на год. Через год медики ей продлили справку на три года. Человеку с инвалидностью приходится чаще проходить медкомиссию и подтверждать способность водить автомобиль.
Выбор автошколы
Автошколу сестра выбирала по критериям «поближе с домом» и время занятий в пятницу, субботу. Оказалось, что в шаговой доступности автошкола » СпецАвтоМастер». Теоретические занятия начались в конце марта, преподаватель Светлана Карапетян правила дорожного движения раскладывала, как пазлы, тема за темой, закрепляя зачетами. Многие темы приводила в стихах: «Наша зона без газона, полоса коси-коса» – запоминалка на определение разделительной зоны и разделительной полосы. «Если палка смотрит в рот – делай правый поворот, если палка смотрит влево – на дороге королева» — это про сигналы регулировщика. «Две железки, две воды, наши дети и рабы» — знаки, которые повторяются в городе перед препятствием. Класс находится рядом с остановкой общественного транспорта.
Сестре повезло сесть за совершенно новую «Ладу Гранта». Инструктор – Валерий Давыдовский спокойный, внимательный, за все время обучения ни разу не крикнул. Лену он учил ездить «с нуля». Итог: сдача теории в ГАИ с первого раза, площадки со второго раза, город с третьего. Итоговая стоимость вышла не маленькая, но кто сказал, что научиться водить, должно быть дешево. Стоимость курсов 590 рублей плюс стоимость бензина, затраты на часы дополнительного вождения, а еще оплата за экзамены в ГАИ, водительское удостоверение.
Обучение по принципу «рука-рука», «рука-нога»
«СпецАвтоМастер» – единственная школа, где обучают людей с инвалидностью-колясочников. Я побеседовала с ее руководителем – Иваном Костюком.
Сколько людей с ограниченными возможностями ежегодно обучает ваша школа?
– Ежегодно выпускают 50 водителей категории В. Приезжают учиться люди из всех областей Беларуси. В своем арсенале школа имеет специально оборудованный для этих целей автомобиль Ниссан-Микра с ручным управлением и автоматической коробкой передач. На нем возможно обучение по принципу «рука-рука», «рука-нога».
Сложно управлять таким автомобилем?
– Управлять авто с ручным управлением не сложно. Тут главное – понять, как работают рычаги, и привыкнуть к ним. В зависимости от возможностей курсантов подбираем для них комбинацию и высоту рычагов. Главное, чтобы человеку за рулем было комфортно, а это залог успешного обучения и сдачи экзамена.
Как пришла идея создания особенной автошколы?
– В 2004 году мой отец предложил заняться переоборудованием машин для людей с ограниченными физическими возможностями. Меня часто спрашивали, где готовят водителей с такой спецификой, как ручное управление. А их попросту в Минске не было. Так в 2008 году пришла идея создать автошколу.
Что необходимо, чтобы обучать людей с инвалидностью?
– Специального разрешения получать не нужно. Специфика лишь в том, чтобы был доступ к учебным классам, специализированные туалеты и оборудованные машины. Кстати, теоретические занятия ученики проходят вместе со всеми курсантами, в классе на улице Воронянского, где создана безбарьерная среда.
Какова стоимость обучения для людей с инвалидностью?
– Если калькуляцию составлять отдельно, то стоимость должна отличаться в большую сторону: нужно потратить значительную сумму, чтобы подготовить автомобиль, который не может быть загружен на 100%. На переоборудованной машине больше нельзя никого обучать, потому что остальные курсанты учатся на машинах с механической коробкой передач. Помимо этого, автомобиль даже при малой загрузке подлежит техническому обслуживанию, страхованию. Но мы не разделяем курсантов – стоимость обучения для всех одинаковая.
Есть ли какие-то особенности обучения людей с инвалидностью?
– Я не разделяю людей, для меня все курсанты одинаковые. Они прекрасно интегрируются. У иногородних курсантов есть возможность теоретическую часть освоить в автошколе по месту жительства, а курс вождения пройти в Минске в нашей организации. Внутренний экзамен и экзамен в ГАИ в этом случае также сдаются в нашей школе.
Есть ли поблажки для курсантов в ГАИ и как там с доступностью?
На дороге все водители равны, с инвалидностью ты или нет – ПДД для всех одинаковы. И никто никого жалеть и уступать не будет. Поэтому и в ГАИ никаких поблажек. Да, в здании ГАИ – крутой пандус и нет лифта. Но это совершенно не проблема. Мы приходим сдавать всей группой, ребята с легкостью помогают преодолеть пандус. Теоретический экзамен сдается на первом этаже. В ГАИ, если сотрудники видят спецмашину, – пропускают без очереди.
Людям с инвалидностью автомобиль помогает быть включенным в общество и чувствовать себя более независимо. Подобная автошкола должна быть в каждом областном центре.
Советы от новоиспеченного водителя Елены Стефняк
- установите программу ПДД на телефон и в любую свободную минуту уделяйте время теории;
- посещайте все лекции и сдавайте вовремя все зачеты;
- за рулем ведите себя спокойно, слушайте внимательно все, что говорит инструктор – попасть в аварию он вам не даст;
- перед экзаменом в ГАИ посоветовала бы выплеснуть свой адреналин: пробежаться, например. А накануне экзамена по вождению – выспаться. Всем удачи!
Источник: NND