Экстренных пациентов из прилегающих к Алматы населенных пунктов области будут принимать в больницах города.
Приказано лечить
В начале недели приказ “Об организации экстренной помощи пациентам, проживающим в Алматинской области, в стационарах города Алматы” подписали руководитель управления общественного здоровья Алматы Тлеухан АБИЛДАЕВ и руководитель управления здравоохранения Алматинской области Бауыржан ЫСКАКОВ. Самый важный в нем пункт вот этот: “транспортировка пациентов, находящихся в состоянии, представляющем угрозу жизни и требующем экстренной медицинской помощи, по территориальному принципу к ближайшему стационару, независимо от места прописки и прикрепления к поликлиникам”.
При необходимости и только в экстренных случаях (это я подчеркну еще раз) пациентов будут транспортировать в ближайшую больницу, а не везти в другой район через весь город. Именно так произошло в день смерти Вани МИХАЛКИНА — трехлетнего мальчика, который умер от осложнения ветрянки (см. “Папа, я тебя любу”, “Время” от 9.1.2020 г.).
Эта история прогремела на всю страну, и именно после нее было решено подписать приказ, о котором идет речь. В нем указаны четыре района: Карасайский, Талгарский, Жамбылский и Илийский. Из Илийского и Талгарского районов взрослых пациентов на “скорой” будут транспортировать в городскую клиническую больницу № 4, из Жамбылского и Карасайского — в седьмую горбольницу в Калкамане.
Есть в списке городской кардиологический центр (сюда, понятно, будут привозить сердечников). Детей примут в трех больницах — городской клинической № 2, детской городской клинической инфекционной больнице и в центре детской неотложной медицинской помощи (бывшая детская больница №1).
— Этот приказ мы подписали в среду — такого в нашей практике еще не было, — рассказал нашей газете Тлеухан Абилдаев. — Вам спасибо, что подняли такую злободневную тему. Мы и раньше не отказывали в экстренных случаях, если коллеги обращались к нам за помощью. Но теперь, чтобы работа была более отлаженной, учитывая последнюю ситуацию (речь об истории Вани Михалкина. — О. А.), указали конкретные районы и больницы, в которые будут принимать пациентов из области. Может быть, нашему примеру последуют и другие регионы. Речь идет только об экстренных случаях, когда есть угроза жизни или здоровью пациента.
— Всегда ли врачи и фельдшеры “скорой” могут адекватно это оценить?
— Они должны уметь это делать. Многое будет зависеть от их квалификации. Кроме этого врачи должны уведомлять дежурного наших клиник, в которые везут тяжелого пациента, чтобы там успели подготовиться. Это мы будем отрабатывать. Понимаю, могут быть ситуации, когда в наши клиники будут привозить пациентов из Алматинской области, которые нуждаются в плановой, а не в экстренной помощи. Наши врачи их, конечно, все равно примут, осмотрят, но если окажется, что пациент может получить и плановое лечение, скажут об этом врачам “скорой”. Человеку окажут первую помощь и отправят в поликлинику по месту жительства, чтобы там назначили лечение.
— Вы хотя бы предполагаете, как это новшество повлияет на нагрузку в больницах, указанных в приказе?
— Назвать какие-то конкретные цифры я не могу, но, думаю, сложности могут возникнуть только в детской инфекционной больнице. Бывает, что туда обращаются по 400 пациентов в день. В период эпидсезона она переполнена, мы открываем дополнительные отделения в соседних детских больницах для маленьких пациентов с вирусными инфекциями. Но ничего, справимся, если понадобится, будем организовывать дополнительные койки.