В Алматы прошел рейд на предмет качества строительства общежитий для учащихся вузов. Почему этот обход состоялся именно сейчас? Дело в том, что 31 января планируется заседание, на котором рассмотрят вопросы о ходе реализации третьей из пяти социальных инициатив Елбасы: повысить доступность и качество высшего образования и улучшить условия жизни студентов.
Перво-наперво представители партии Nur Otan, управлений акимата и журналисты газеты “Время” посетили общежитие при Казахстанском инженерно-технологическом университете. Старое здание было снесено, а на его территории построено новое, пятиэтажное. Общежитие заселено полностью: сегодня здесь проживают 188 студентов.
Спускаемся в подвал. Там расположены душевые, прачечная, в которой четыре стиральные машины и три сушилки. Все в рабочем состоянии. Причем пользуются студенты этими благами бесплатно.
Здесь же предусмотрены помещения для вокала и танцев. Однако открыть их не смогли — ключей не оказалось. Пока хозяйственники возились с замком, мы обратили внимание на обшарпанные двери, у которых вместо ручек зияют дыры.
— Почему сломанные? Они же новые! — удивились мы.
— По договоренности стройкомпания ТОО “Артемида ЛТД” должна была поставить другие двери, более дорогие и качественные. А поставили дешевые двери и замки. Когда студенты уйдут на каникулы, компания нам их заменит. Строительство мы финансировали сами, брали кредит. Была и государственная поддержка — субсидирование.
А вот комнаты для студентов в этом общежитии — просто загляденье. Очень уютные, мебель современная, удобная. В каждой секции по две комнаты, в которых живут по два-три человека. На всех этажах есть Wi-Fi, установлены камеры видеонаблюдения, предусмотрена и система пожарного оповещения.
Чтобы поселиться в общежитии, студент пишет заявление на имя ректора и ждет своей очереди. Обычно все, кто нуждается, получают место: вуз частный, всего две тысячи студентов. Оплата за комнату — 15 тысяч тенге в месяц.
— А если все-таки мест не будет хватать, можно ли поставить дополнительные кровати в комнаты?
— Нет, квадратура не позволяет: по нормам должно быть шесть квадратных метров на одного человека, — пояснил управляющий директор по административно-хозяйственной части КазИТУ Жасулан Байгараев.
А вот в следующем общежитии, при Казахском национальном медицинском университете имени Асфендиярова (КазНМУ), не так-то просто получить комнату в общаге: в очереди стоит примерно 1000 студентов.
— Получить место можно через сайт университета Sirius. Чтобы иметь доступ к порталу, студент получает индивидуальный пароль и логин в деканате. Там же первокурсник подает заявку на место в общежитии, — пояснил руководитель отдела по воспитательной работе и социальной поддержке обучающихся Аян БЕКЖАНОВ.
— При одобрении заявки студент выбирает себе комнату и идет с направлением в общежитие. Там комендант проверяет заявление, направление и оплату. Сначала места предоставляются нуждающимся — это сироты, лица имеющие инвалидность, дети людей с инвалидностью, студенты из многодетных семей. Для них общежитие бесплатное. Кроме них не платят за комнаты и студенты из Афганистана — они обучаются здесь по межправительственному соглашению. Сегодня остро нуждающихся студентов в общежитии нет. Когда начался новый учебный год, КБТУ предоставил нам 223 койко-места по договору. 50 процентов оплачивает студент, 50 — университет.
Зашли в комьютерный класс. Партийцы попросили включить хотя бы один компьютер. Но вся техника отключена, нет и мышек. В университете пояснили: это для порядка, чтобы не крали. Кому нужен компьютер, те записываются в специальном журнале учета заранее и получают мышку.
Возмутило партийцев и то, что постирать свои вещи студенты в этом общежитии КазНМУ могут только за деньги: стиральные машины подключены к специальному аппарату — забрасывай 200 тенге и стирай на здоровье. Деньги за это уходят некоему ИП, которое и поставило универу стиральные агрегаты.
— Нет возможности у студентов стирать бесплатно. Получается, они платят за аренду стиральных машин. А если бы вы за свой счет поставили машинки, то это было бы бесплатно? — поинтересовался инспектор партийного контроля центрального аппарата Дияс ОРАЗБЕКОВ.
— Ну конечно, — согласились хозяйственники вуза.
— Вы аккумулируете средства, которые вам давали из бюджета Минздрава! Это же не личные ваши деньги! — напомнил им партиец.
Не работал в общежитии и один новый лифт. А общежитие, между прочим, имеет девять этажей! В вузе уверяют, что есть два других лифта, а неисправный должны заменить, но только в феврале его обследуют, потом составят новый договор.
Здание при Евразийском технологическом университете и вовсе поразило архитектурным решением: с одной стороны здания — колледж и институт, с другой — общежитие. Здесь имеется 360 мест. Правда, расспрашивать было некого — управляющих не было на месте. Завхоз показал нам новый пристроенный мансардный этаж, где проживают студенты. В комнате, имитирующей кухню (в ней сиротливо стоят плита, раковина и стиральная машина), со стены и потолка кусками падает штукатурка. Как будто и не было здесь ремонта несколькими месяцами ранее…
Заглянули на этом же этаже и в учебный зал: там парты, пустые шкафы, предназначенные для книг, и всего два стула. На другом этаже в подобном зале стульев нет вообще. Видно, что помещения не используются. На мой вопрос “А где же стулья” — завхоз пожал плечами: “Студенты себе взяли, наверное…” Тут проживают 130 студентов; один этаж для девочек, другой для мальчиков.
Четвертое инспектируемое нами заведение — общежитие при Каспийском университете. Оно еще не введено в эксплуатацию, поскольку возникли сложности с изменением целевого назначения. Акимат Алматы помог решить вопрос, а вот соседи — владельцы частных предприятий поблизости — были против строительства здесь общежития. Раньше это здание было гостиницей. Очень удобно: в каждой комнате санузел. Оно рассчитано на 157 мест, третий этаж уже заселен студентами, которые очень нуждались в жилье.
Мы прошлись по третьему этажу и заглянули в комнаты: одни пустуют, а в других аж по шесть человек. Кровати двухъярусные. Технический директор общежития Фархад МАНСУРОВ пояснил: сейчас как раз начнем расселять. Оплата — 10 тысяч тенге в месяц.
Всего в Алматы 39 вузов, в которых обучаются 167 тысяч человек. Из них более 106 тысяч иногородние. В 96 общежитиях проживает более 31 тысячи студентов. Дополнительная потребность на сегодня составляет 27 тысяч мест.
Член комиссии контроля партии Nur Otan Толеугали ТАЙТУЛЕЕВ знает проблемы проживания студентов не понаслышке. Он еще и почетный работник образования и экс-руководитель одного из вузов.
— В Алматы стройкомпании и подрядчики не заинтересованы в строительстве общежитий из-за низкого коэффициента субсидирования. Им выгодно строить жилые комплексы, а не образовательные учреждения и общежития. Для южной столицы этот коэффициент необходимо повысить, к тому же под строительство общежитий в городе выделено 22 земельных участка, — объясняет Тайтулеев. — Ассоциация вузов как раз подготовила коллективное письмо на имя премьер-министра с предложением пересмотреть механизм компенсации расходов инвесторам. У самих вузов чаще всего нет средств на строительство общежитий.
Источник: ВРЕМЯ