В Уральске туристическое агентство продавало несуществующие путевки и билеты на несуществующие авиарейсы. Молодая женщина, руководитель фирмы, печатала ваучеры и билеты на бланках неизвестного происхождения и, по словам обманутых туристов, тратилась только на бумагу и краску для принтера.
В газету “Время” обратились сразу несколько человек, пострадавших от действий жительницы Уральска Алены КОНЬКОВОЙ. По их словам, они заплатили за путевки приличные суммы, поэтому не ожидали никакого подвоха. При этом для большинства из них путешествие закончилось в аэропорту отбытия, а одну женщину с ребенком выселили из отеля в Шарм-эль-Шейхе, так как у нее проживание в отеле оказалось неоплаченным.
— Мы в эту поездку собрались с племянником. Ему 11 лет, — рассказывает жительница Уральска Асель. — Путевку я приобрела еще в июле и заплатила за нее более 500 тысяч тенге. После этого уехала на вахту и вернулась в Уральск за пару дней до предполагаемого вылета. В ночь на 22 августа мы прилетели в Египет и заселились в гостиницу, а 23-го гид сообщил мне, что нас из отеля выселяют, так как наше пребывание в нем не оплачено.
Женщина тут же связалась с руководителем турфирмы, в которой оформляла путевку, и та сообщила, что сама ничего не понимает, видимо, деньги где-то застряли, и в подтверждение скинула платежку. Как выяснилось потом, эта платежка была обычной бумажкой, напечатанной на принтере. Туроператор, у которого Конькова оформляла путевку, сообщил, что денег от нее не получал.
В тот же день ключ Асель был заблокирован, и до 12 ночи они с ребенком не могли попасть в свой номер, где у них оставались вещи, деньги и документы.
— Только представьте, мы не можем ни поесть, ни отдохнуть нигде, ребенок в шоке. Я тоже, признаться, растерялась. Мы даже обратные билеты не могли купить, потому что вылет оттуда на обычных условиях на двоих стоил больше 600 тысяч тенге. Конечно, у меня таких денег с собой не было! Нам пришлось ночевать в холле гостиницы. Хорошо, что везде в отеле есть Wi-Fi, я смогла связаться с посольством, братишкой и турфирмой, в которой Конькова якобы покупала для нас путевку, — продолжает свой рассказ Асель.
Тем временем родственник женщины написал заявление в полицию, и это возымело какое-то действие, потому что 27 августа в конце дня от Коньковой пришло уже настоящее платежное поручение. Асель она толком ничего не объяснила, сказала только, что каким-то образом сняла застрявшие деньги и снова переправила их в турфирму. К тому моменту отдыхать Асель с племянником оставалось двое суток. Кроме откровенно испорченного отдыха у молодой женщины остался от поездки долг перед коллегами по работе: когда ситуация была совсем критической, сослуживцы собрали деньги, чтобы продублировать стоимость путевки, и скинули их Асель на карту.
— По прилете в Уральск я наняла юриста, который от моего имени подал заявление в суд. Я требовала возмещения морального ущерба. Вместо отдыха мы получили десять дней сплошной нервотрепки, к тому же у племянника этот стресс случился прямо перед началом школьных занятий. Суд вынес решение о возмещении нам 50 тысяч тенге. Нас такая сумма не устраивает, поэтому юрист подал апелляцию. К тому же, судя по всему, она и этих денег нам выплачивать не собирается, — делится Асель.
Для всех остальных клиентов турагентства Алены Коньковой путешествия и вовсе закончились в аэропорту отлета.
— Мы готовились к поездке задолго, — говорит Наталья СИНИЦА.
— Мужу было сложно отпроситься, но мы несколько лет никуда не выезжали и в итоге все-таки сумели выкроить и время, и деньги. Стали искать агентство и наткнулись на этот злополучный Vip-Travel 07. Нам там пообещали хорошую скидку, мы и не пошли больше никуда. Если бы знать, чем все это закончится!
Истории всех пострадавших от деятельности турфирмы похожи: перед датой отправления людям звонит Алена Конькова и сообщает, что рейс задерживается. Затем туристы все-таки едут в Самару, так как именно оттуда вылетают уральские любители заграничного отдыха. И уже там в аэропорту выясняется, что рейса, на который у них распечатаны электронные билеты, в природе вовсе не существует. Затем следует возвращение в Уральск, и начинаются хождения по мукам. Конькова перестает отвечать на звонки и месседжи. Тех, кто все-таки добивается с ней встречи, кормит постоянными завтраками — словом, денег никому не возвращает. Единственный человек, который сумел вернуть сумму за путевки, — житель Байконыра Руслан КАЛМУРАТОВ. Юрист по образованию, он убедил Конькову не усугублять ситуацию.
— Мы с супругой специально ехали через Уральск, чтобы погостить у ее подруги, а затем улететь в Анталью, — рассказывает Руслан. — Путевки купили заранее. Однако в Самаре выяснилось, что рейса, на который нам распечатали билеты, не существует. Мы связались с Аленой, она пообещала решить вопрос завтра и назвала номер другого рейса. Его, как нам объяснили в аэропорту, тоже нет и никогда не было. В итоге мы вернулись обратно в Уральск, и все десять дней, которые должны были отдыхать на морском берегу, я потратил на то, что ходил в эту фирму и выбивал деньги, потраченные на путевки.
Семейству ПАЛЬЦЕВЫХ после приобретения в фирме Vip-Travel 07 двух путевок в Турцию и одной в санаторий “Акжайык” грозят судебные разбирательства. Дело в том, что до Турции они не долетели, как и их собратья по несчастью, и все поняли еще в самарском аэропорту. Но вот мама Ольги ПАЛЬЦЕВОЙ в санатории все же отдохнула. Если, конечно, можно назвать отдыхом ежедневные требования оплатить путевку.
— Первые сутки она со своими вещами просидела буквально на лавочке, — рассказывает Ольга Пальцева. — Потом эта Конькова все-таки перевела оплату за два дня, и маму заселили. Однако дальнейший отдых так и не был оплачен. Сотрудники постоянно трепали нервы, требуя денег. Ни о каком Vip-Travel 07 там даже не слышали. Нас уже поставили в известность, что в отношении мамы готовят исковое заявление с требованием рассчитаться за путевку. И это при том, что мы оплатили Алене Коньковой все путевки наличными из рук в руки. За наш несостоявшийся отдых мы отдали больше 700 тысяч тенге и за путевку в санаторий — 100 тысяч.
По самым скромным подсчетам, от действий Алены Коньковой пострадало больше десяти человек. Однако в суд пока поступило только семь заявлений. По ним возбуждено семь дел. Два из них окончены при помощи медиации, четыре иска были удовлетворены частично. Во всех случаях решением суда Конькова должна вернуть истцам деньги, потраченные на путевки, однако до сих пор ни один человек свои кровные от нее так и не получил.
Мы попытались получить у Алены Коньковой комментарий по поводу этой ситуации. Руководитель Vip-Travel 07 несколько раз переносила дату и время встречи, однако так и не смогла выкроить часок для журналиста.
По данным фактам местный департамент полиции расследует уголовное дело по статье “мошенничество”, однако пока турагентство продолжает работать.
Комментарий в тему
Как не попасть в руки мошенников?
— Туристы сами должны быть очень внимательны к деталям, — говорит руководитель Ассоциации турагентств Западно-Казахстанской области Нина ПУСТОБАЕВА. — Во-первых, турагент обязан составить нормальный договор отношений, в котором будет указан туроператор, через которого приобретается путевка, прописаны не только все услуги, которые входят в тур, но и все данные, контактные лица, адреса и телефоны. И проверять эту информацию нужно не когда уже “все пропало”, а в самом начале, как только получили путевку. В случае с этим агентством, если бы туристы прозвонили указанных туроператоров, они в самом начале поняли бы, что путевки липовые.
Кроме того, уже несколько лет в нашей стране действует такая вещь, как туркод. Любой турист вправе потребовать этот туркод от агента, который оформляет ему документы. Фактически этим подтверждаются его репутация и факт того, что турагент действует в рамках фонда “Туристик Камкор”, который, в частности, гарантирует возврат казахстанских туристов из заграничных путешествий. Это касается случая с женщиной, которая оказалась в затруднительной ситуации в Шарм-эль-Шейхе.
Но вообще, главный критерий безопасности — пользоваться услугами турагентств, которые работают уже продолжительное время, проверить, зарегистрировано ли агентство в государственном электронном реестре турагентов, размещенном на сайте Министерства культуры и спорта. И рекомендую не покупаться на всевозможные скидки. Уже только один этот факт должен насторожить клиента. Стоимость путевок на одни и те же направления у большинства операторов примерно одинаковая. Обычно агентства зарабатывают на операции не больше 5-7 процентов. Если при этом вам обещают еще и скидку, значит, фирма сработает себе в убыток. А разве такое бывает?
Источник: ВРЕМЯ