В Семее руководство НИИ радиационной медицины и экологии предлагает в качестве меры по медико-социальной реабилитации пострадавших от ядерных испытаний… развивать туристический маршрут на бывший Семипалатинский полигон!
В апреле прошлого года в ходе рабочего визита в Восточный Казахстан президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ встретился с активом Семея. Тогда он затронул болезненную для региона тему — реабилитацию и социальную помощь пострадавшим в результате испытаний на Семипалатинском полигоне. Глава государства сказал, что проблему хорошо знают в правительстве и проводится специальное исследование “Эффективность мер по защите и реабилитации населения, пострадавшего от ядерных испытаний на СИЯП”. Тогда же он дал поручение уточнить масштабы вреда, причиненного здоровью пострадавших от воздействия полигона, и определить объемы социальных гарантий, а правительству до конца 2019 года провести оценку объема оказываемой социальной помощи населению и выработать рекомендации о дополнительном пакете социальной помощи.
— В тот момент мы почувствовали, что близки к нашей цели как никогда! — восклицает председатель ОО “Поколение” Ольга ПЕТРОВСКАЯ. — Ведь мы с первого дня существования нашего общественного объединения добивались достойной медицинской и социальной реабилитации населения, пострадавшего от воздействия полигона. Потому что неплохой закон “О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на СИЯП” от 1992 года после поправок стал ниже всякой критики…
Однако к разочарованию “поколенцев” всплеск внимания к застарелой проблеме быстро сменился затишьем.
— Мы пытались разузнать у местных чиновников, есть ли подвижки. Но они отделывались казенной формулировкой: “Этим вопросом занимаются”, — рассказывает Ольга Васильевна. — До конца года оставался всего месяц, когда я направила обращение на имя акима Восточного Казахстана Даниала АХМЕТОВА: “Нам известно, что специальное исследование “Эффективность мер по защите и реабилитации населения, пострадавшего от ядерных испытаний на СИЯП”, о котором говорил глава государства во время апрельского визита в наш город, проводит семейский НИИ радиационной медицины и экологии. Хотелось именно от вас, как акима области, услышать, что уже сделано и какие предложения ушли в правительство. Этот вопрос для нас очень важен. Мы ждем его решения долгие годы”.
На обращение лидера ОО “Поколение” пришел ответ за подписью заместителя руководителя областного управления здравоохранения Галии ЖАКУПОВОЙ. Тогда “поколенцы” и узнали, что администрация НАО “НИИ радиационной медицины и экологии” в качестве предложения по медико-социальной реабилитации пострадавших от воздействия испытаний на полигоне выдвигает… туризм!
“В качестве успешного экологического туризма, приносящего финансовый доход государству, можно привести такие туристические объекты, как туризм в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, а также туристические маршруты в Хиросиму, — говорится в официальном ответе. — На примере мирового опыта борьбы с радиофобией посредством легализации посещения объектов, связанных с ядерными катастрофами, нам представляется необходимым всерьез заняться популяризацией и развитием туристических маршрутов на СИЯП. Администрация Восточно-Казахстанской области предпринимает немало усилий, чтобы привлечь внимание туристов к Семипалатинскому полигону как к объекту технотуризма, но нуждается в государственной поддержке. По нашему мнению, наиболее приемлемыми путями популяризации радиационно-экономического туризма является создание музея, а также расширение туристического маршрута с посещением таких объектов, как Опытное поле, Атомное озеро, испытательные площадки “Балапан” и “Дегелен”, посредством государственного субсидирования. Ожидаемыми результатами успешного развития экотуризма являются рост экономики региона и увеличение рабочих мест; реализация интеллектуально-образовательной функции; формирование личной ответственности за состояние природы; объективизация знаний о ядерном оружии, расширение кругозора”.
— Какое все это имеет отношение к социальному пакету для пострадавших от ядерных испытаний?! — негодует Ольга Петровская.
Она напоминает, что в первой редакции закона “О социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на СИЯП” от 1992 года тем, кто проживал в зонах повышенного радиационного риска (Семей, Усть-Каменогорск), гарантировалась пенсия на льготных условиях. Женщинам — с 50 лет, мужчинам — с 55 лет.
— Я успела выйти на пенсию в 50 лет, — говорит Ольга Васильевна. — Те, кто родился следом за мной — в 1946 и 1947 годах, тоже успели. А вот пострадавших начиная с 1948 года рождения отбросили от выхода на пенсию на… целых восемь лет! Потому что с 1 января 1998 года льготный возраст выхода на пенсию в зоне повышенного радиационного риска был отменен. С этого момента пострадавшие от воздействия полигона стали выходить на пенсию, как и во всем Казахстане: женщины — с 58 лет, мужчины — с 63 лет!
Для многих это стало настоящей трагедией. В то сложное время жители Семея массово теряли работу из-за развала производства. Из-за того что они официально не работали перед выходом на заслуженный отдых, у них сейчас минимальная пенсия. А ведь это пострадавшие первого поколения! Они были маленькими детьми, когда велись самые опасные, наземные, испытания ядерного оружия.
— Это они первыми приняли на себя удар! Это их больше всего умерло от рака! — сокрушается председатель “Поколения”. — Почему бы не оказать материальную помощь тем из них, кто выжил и сейчас вынужден влачить жалкое существование? Но нет, именно в тот момент, когда руководство страны готово рассмотреть возможность для дополнительного пакета социальной помощи, специалисты местного НИИ радиационной медицины и экологии предлагают пустить эти деньги на развитие туризма! Безусловно, это дело нужное. Но как в данный момент это может улучшить жизнь конкретного пострадавшего 65 лет с минимальной пенсией, которому, возможно, осталось жить год-два?!
“Поколенцы” были на приеме у руководителя НИИ радиационной медицины и экологии Талгата МУЛДАГАЛИЕВА, чтобы задать этот вопрос. Впрочем, он нисколько не смутился и продолжал настаивать на том, что развитие туризма на Семипалатинском полигоне — это и есть лучшая социальная поддержка пострадавших. Мол, посмотрите на Японию!
— Японцы с 2001 по 2007 год свои доходы от туризма в Хиросиму увеличили с 2,1 млн до 4,5 млн долларов. Благоустройство — шикарное. Для людей с ограниченными возможностями все продумано. Бюджет пополняется. Но в то же время благоустраивается город для всего населения, включая пострадавших от атомных взрывов…
— А вот мне интересно: что их пострадавшее население получает? — поинтересовалась Ольга Петровская.
— Японцы имеют право на три гарантированных обследования. Еще они ежемесячно получают денежную компенсацию.
— Вот видите: в Японии развивают туризм, но о людях не забывают! А у нас о людях забыли… Действующий закон о социальной защите граждан, пострадавших вследствие испытаний на СИЯП, предоставляет только две льготы. И то только для работающих и по-прежнему живущих в нашем регионе. Это ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (от пяти до 14 календарных дней) и дополнительная оплата труда (от одного до двух МРП). Пенсионеры нашего региона, которые больше всего пострадали от ядерных испытаний, уже давно от государства ничего не получают! Экологические надбавки к пенсиям были сняты еще в 1998 году. А им бы очень пригодились даже эти крохи. Ведь, по данным выплатного центра Семея, по состоянию на 1 октября 2018 года, из общего числа пенсионеров (52 340 человек) 44 процента получали минимальную пенсию! Почему бы параллельно с развитием туризма на Семипалатинский полигон не выплачивать ежемесячную компенсацию нашим пострадавшим, как в Японии?
— От того, что мы будем платить ежемесячные выплаты, бюджет просядет. Что, по-вашему , каждому пострадавшему будут выплачивать, условно говоря, 50 тысяч тенге? И куда пойдут эти деньги? — спросил с усмешкой Талгат Мулдагалиев.
— Как куда? — удивилась общественница. — На улучшение качества жизни пострадавших — полноценное питание и те же дорогостоящие обследования. Ни для кого не секрет: чтобы тебя госпитализировали в онкологический диспансер, нужно сдать массу анализов, в том числе платных!
— Нет, эти деньги уйдут в песок, — безапелляционно заявил руководитель НИИ радиационной медицины и экологии. — У нас деньги, которые на что-то выделяются, в никуда уходят…
Председатель “Поколения” не смогла скрыть разочарования от этой встречи:
— Вся беда в том, что мы с чиновниками разговариваем на разных языках. Еще в начале прошлого года наши предложения по расширению льгот гражданам, пострадавшим от полигона, были представлены парламентариям. Среди прочего мы предлагали освободить лиц, подвергшихся воздействию полигона, от уплаты обязательных взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, предложив вносить их за счет республиканского бюджета. И что же? Среди льготных категорий участников соцмедстрахования пострадавших от воздействия полигона нет…
Источник: ВРЕМЯ