Фильмы с социальной значимостью — это не только про слова или картинку. Они помогают решать острые социальные проблемы и менять к ним отношение.
Блогер Юрий Дудь снял фильм про ВИЧ, который за несколько дней посмотрели миллионы людей, которые, в свою очередь, потом купили тесты на определение статуса, а чиновники (хочется верить) задумались об изменениях. В обществе есть очевидный тренд и запрос на подобный контент, и он не только про документальное кино.
Кажется, что подобные темы сложны в раскрутке: например, кто хотел бы смотреть фильм или мультфильм про людей с инвалидностью? Инклюзия кажется сложной темой. Но прокаты показывают, что это заблуждение. Например, недавно прошла громкая премьера «Особенных», где герои – с аутизмом. Из прошлых известных фильмов вспоминаются «Неприкасаемые» (другой перевод названия — «1+1»), собравший почти полмиллиона долларов и вызвавший бурные обсуждения, и «А в душе я танцую», сборы которого ¾ почти 1 300 000 долларов.
Это касается и российских фильмов. Например,»Со дна вершину» , который вышел в 2017 году, про спортсмена-горнолыжника, получившего травму на тренировке и из-за этого ставшего человеком с инвалидностью. Подростковый <<КостяНика>>- о дружбе и влюбленности парня в девочку-колясочницу. «Лед», премьера которого была в 2018 году. Нашумевшие «Временные трудности », которые вызвали большой резонанс и среди людей с инвалидностью.
Несмотря на сложную тему, эти фильмы оказались успешными, что подтверждает статистика сборов. Так, у «Льда» они составили 26 миллионов долларов. «Со дна вершины» — больше полумиллиона долларов. «КостяНика» — больше ста тысяч долларов.
И этот тренд продолжается: появляются игроки отрасли, которые готовы говорить об инклюзии не разово, а системно. Например, создавая целые мультипликационные сериалы. Так, совсем недавно был анонсирован запуск первой в России творческой студии Diversity Studio, которая сфокусируется на социальной проблематике, в том числе вопросах толерантности и инклюзии. Студия базируется в Технопарке Союзмультфильма и ее первым проектом станет сериал «Волк наоборот», в котором есть герой на коляске. Основатели студии — продюсер и автор идеи Евгений Поташник и режиссер анимации Ирина Эльшанская – говорят, что их проект – мультикультурный, в нем разнообразие представлено максимально полно, а персонаж на коляске не выделяется среди остальных, это просто одна из траекторий сюжета. – «Своим подходом мы хотим способствовать тому, чтобы появились дети, воспринимающие идею равных прав и возможностей человека с инвалидностью как должное, как естественное проявление разнообразия жизни. Именно поэтому наш герой не вызывает большего или меньшего сочувствия – зритель ему сопереживает ровно так же, как остальным. В этом основная идея и замысел смены культурной парадигмы, которая повлечет за собой глобальные общественные изменения в перспективе 5–10 лет».
Мультфильм «Волк наоборот» — про принятие разнообразия: в нем козленок использует жестовый язык, играет на флейте, передвигается на инвалидной коляске и дружит с волком, а волк – вегетарианец, композитор и вообще, персонаж с тонкой душевной организацией. Всего в мультсериале планируют выпустить 24 эпизода. Показывать их будут по детскому телевидению и в онлайн-кинотеатрах, а к озвучанию привлечены Чулпан Хаматова, Антон Комолов и Константин Хабенский. На предложение исполнить песню в мультфильме откликнулся Владимир Кристовский, солист группы Uma2Rman. Важно, что у проекта есть не только творческая часть, но и серьезная профессиональная экспертиза – к созданию сценария привлечены сотрудники Центра лечебной педагогики «Особое детство».
Обоснованность задач и планов Diversity Studio выглядит реалистично и находит подтверждение: востребованность темы в анимации и ее актуальность можно увидеть на примере разных проектов. Среди зарубежных короткометражных мультфильмов об инклюзии можно назвать немецкий <<Подарок >> (2014), собравший 50 наград различных фестивалей; британский <<Макрополис>> (2012); трогательную французскую анимацию <<Кастрюлька Анатоля>> (2014); испанские <<Струны>>(2013) и российский мультфильм в стихах – <<Про Диму>> (2016).
А кассовые сборы мультфильмов иногда превышают сборы взрослого кино. Например, «Холодное сердце-2» (2019) стал самым кассовым анимационным фильмом на сегодняшний день: общая мировая выручка составила более 1,3 млрд долларов. Доходы «Союзмультфильма» с 2016 по 2018 год выросли более чем в два раза: с 85 млн до примерно 194 млн рублей. Также прибыль создателям анимации приносит мерчендайзинг – выпуск различной продукции с героями мультфильмов. Это могут быть игрушки, одежда, канцелярские товары, продукты питания и т.д.
И видится, что контент на тему инклюзии вполне может занять свою нишу в этом сегменте. Координатор благотворительного движения « #Яплюсую » Ольга Андреева считает мультфильмы и кино действенными способами подачи этой информации: «Если ребенок увидит в мультике персонажа на коляске, он наверняка спросит у взрослого, почему так произошло и что это такое. И если взрослый расскажет подробно и доходчиво, то ребенок не станет бояться или смеяться. Потому что человек с инвалидностью перестанет быть страшным или смешным – он будет точно таким же».
Тем более что аудиторией таких мультфильмов станут не только люди с инвалидностью – а таких в нашей стране почти 12 миллионов, и это только те, у кого официально признаны ограничения по здоровью – но и их родственники и друзья. Прибавим сюда еще знакомых в социальных сетях, обычных людей, которые откликаются на проблематику (а их все больше – по данным, GFK, значимость ценности «равенство» выросла у поколения Z на 10 пунктов с 2014 года), и получим в разы больше зрителей. Стоит ли упускать такую часть потенциальных любителей анимации? Вряд ли. Запрос на поднятие и честное освещение таких тем в России однозначно есть.
Источник: VC.RU