Счтанные дни остаются до завершения учебного года. Для отечественного образования четвертая четверть, прошедшая в непривычном онлайн-формате, стала непростым испытанием. Как это было, журналист «Вечерней Астаны» попросила вспомнить главных участников невиданного школьного эксперимента, передает Елорда Инфо.
Министр понимает
Под занавес учебного года в социальных сетях развернулось обсуждение о будущем казахстанской школы. Родители обратились к министру образования и науки РК с петицией «За традиционные очные школы», где высказали свои переживания за будущий формат обучения и выразили протест против планов узаконить в стране дистанционное обучение.
Глава ведомства Асхат Аймагамбетов в своем ответе был предельно откровенен.
«Дистанционное обучение — это вынужденная мера, на которую мы пошли в связи с мировой пандемией COVID-19. Перед нами стояла задача сохранить здоровье учащихся и работников системы образования, но при этом не прерывать процесс обучения. По данным ЮНЕСКО, по всему миру больше 1,5 миллиарда школьников продолжили учиться при помощи дистанционных технологий. Мы использовали все имеющиеся у нас возможности для того, чтобы обучение не прерывалось. Я считаю, что, несмотря на некоторые накладки, в целом процесс был организован, — отметил глава ведомства. — Тем не менее, дети, родители, учителя и министерство — мы все понимаем, что на сегодняшний день самым эффективным и удобным форматом является традиционное очное обучение в школе. Никто традиционную форму не отменяет. Конечно, надо в будущем быть готовыми к такого рода обстоятельствам».
Директор школы: рабочий режим остался прежним
Рабочий режим директора столичной школы-лицея № 1 Айдарбека Мендыбаева, по его словам, остался прежним.
«Мой педагогический стаж 36 лет, 26 лет работаю директором, в этой школе 12-й год и всегда старался быть в полвосьмого на работе. В онлайн-режиме у меня ничего в этом плане не поменялось. А вот как преподаватель я веду всемирную историю в 10 классе. У меня есть ученики, которые часто оставались на перемене, подходили дополнительно и любили задавать вопросы на засыпку. Вот по таким школьным моментам я скучаю».
В одной из старейших школ города (впервые она открылась еще в XIX веке как мусульманская, но отсчет ведет с 1939 года) сегодня учатся 2532 ученика. В прошлом году 16 выпускников окончили лицей со знаком «Алтын белгі», в этом году — 12.
«К слову, в период пандемии прибыли 2 ученика. Мы их приняли в онлайн-режиме, хотя документы у них на руках, — рассказывает Айдарбек Булеубаевич. — Основной уклон в лицее по-прежнему делается на математику, физику и информатику, можно считать, что мы поставляем воспитанников в специализированные престижные столичные школы. На мой взгляд, при переходе на дистанционку дети не испытали практических трудностей, кроме технических, когда не было связи и Интернета. Надо отметить, что больше волновались родители. Дети сегодня продвинутые в онлайн-сфере. По необходимости мы обеспечили их школьными ноутбуками, моноблоками и передали в семьи компьютеры — 32 устройства».
Работа дистанционно стала непростым испытанием прежде всего для коллег, не скрывает директор.
«Допустим, учителям старшего поколения помешало недостаточное владение компьютером. В первые дни мне даже звонили и говорили, что будут увольняться, один учитель вообще отключил телефон и не выходил на связь. Пришлось поехать к нему домой, поговорили, закрепили за ним коллег. И все нормально, он работает. Во все времена были люди, готовые к трудностям, для кого-то они интересны, и есть те, кто не хочет ими заниматься. В целом, наш коллектив переборол все крайности. Были ситуации, когда, наоборот, некоторые коллеги обижались на меня за то, что им слишком мало времени дается на урок, они предлагали новейшие программы и платформы для онлайн-формата. Уроки системно в основном велись онлайн в Zoom. При этом более привычно и проще в работе использовался «Күнделік».
Кстати, упорные слухи об отмене онлайн-школы директор комментирует так:
«Не одну сотню лет школа работает глаза в глаза с учениками. И мы так учились, и наши бабушки и дедушки. Я думаю, для нас работа в старом режиме больше подходит, чем в онлайн-формате. Скучают очень сильно и учителя, и дети».
Учителя почти не спали…
Преподаватель немецкого языка школы-лицея № 62, обладатель высшей квалификации «Педагог-мастер» Зоя САРХОЖАЕВА в этом году отметит 30-летие педагогического стажа.
«Это первый форс-мажор за всю карьеру, — признается она. — На дистанционке не раз было такое, что я ложилась в 5 утра, а в 8.30 уже официально начинается урок. Я должна заранее загрузить задание детям. Три раза в неделю у меня по две смены, в остальные — по одной. Но в 8 утра я здороваюсь с детьми с немецкой педантичностью, за полчаса до урока. В обычные дни лечь раньше двух не получалось».
Зоя Сабировна преподает в шести параллелях — 5, 7, 8, 9, 10, 11 классы.
«С 10-11 классами у меня проблем вообще не было. Особенно с одиннадцатиклассниками, — говорит учитель. — Многим из выпускников мой предмет понадобится дальше по жизни. Часть ребят уже ездила в Германию по программе летнего обучения и связывает будущее с зарубежным образованием, среди них будущие физики, инженеры, медики. А вот 5, 7, 8, 9 классы — им тяжело, им необходимо живое общение».
«Когда неожиданно сообщили, что переходим на дистанционку, все думали, это будет пару недель, — вспоминает педагог. — Я успела взять из кабинета методички, под рукой дома ни сканера, ни принтера, только компьютер и сотовый телефон. Каждый урок разрабатывать приходилось самой».
«Дистанционка — вынужденная мера, — верит учитель. — И выручает в каких-то случаях. При отмене занятий по погодным условиям, к примеру, — это изумительное дело. Но наши дети привыкли к силе слова. Я, когда стою перед ними, по глазам вижу, поняли или нет, перестраиваюсь, объясняю, пока не поймут. Слов не хватает, чтобы описать тему в мессенджерах, а в классе дети все понимают в две-три минуты».
Многодетная семья: «Было весело»
Когда в родительских чатах обсуждались школьные занятия, многие и представить не могли, каково на дистанционке многодетным семьям.
У астанчан Айнаш и Сайрана Айткожиных 8 детей: студент мехмата филиала МГУ Аксултан, девятиклассница Анель, семиклассница Малика, пятиклассница Кенже, третьеклассник Салахатдин, первоклассница Ясмина и дошколята Нуритдин и Сайфутдин. Школьники учатся в столичной школе-гимназии № 3.
«Первый день онлайн-уроков начался с казуса, — вспоминает Айнаш. — У нас не выдержал нагрузки и перегорел модем. Пришлось срочно решать вопрос с онлайн-доставкой, торговые центры уже не работали. У Аксултана свой ноутбук. У нас один компьютер и у старших детей телефоны, но смартфон нужен был каждому. Так мой телефон отошел Салахатдину и Ясмине. Кенже перешел папин телефон.
«Поначалу мы старались смотреть телевизор, у каждого свое расписание, своя тема, — рассказывает распорядок дня мама. — Учителя скидывали домашние задания в 8.30, их было много и мы даже не успевали, иногда сидели до 7-8 вечера. Старшие дети учились самостоятельно. За младшими я была прикреплена. Заходили в Classroom, регистрировались, делали задания. Первоклассница Ясмина справилась на удивление лучше всех, возможно, потому, что училась до этого в нулевом классе. Анель идет на красный аттестат в 9 классе. Малика и Кенже учатся на 4 и 5».
«С одной стороны, хорошо, что дети со мной дома, у нас частный дом, уроки они часто делают в саду под деревьями, — признается многодетная мама. — Не надо их провожать и встречать из школы. Но я понимаю, что в старших классах нужен учитель для объяснения тем. Самое смешное воспоминание из дистанционки, это когда у тебя в каждой комнате идет видеоконференция, и, чтобы не мешать, мы с малышами гуляли на улице.
Школу ничто не заменит
В семье астанчан Светланы и Бориса Оленевых сын — школьник. По признанию папы, с ребенком занималась чаще мама, но он по возможности помогал, особенно в технических вопросах.
«Конечно, вначале было много вопросов и страхов перед неизвестностью. Начинали онлайн-обучение в учебном приложении Zoom. Безусловно, приложение разработано очень грамотно, понятно и удобно, но… сам Интернет не справлялся с нагрузкой, постоянно пропадала связь, во время конференций она прерывалась и ребенку приходилось вновь и вновь заходить на данную конференцию. В связи с этим ежедневные занятия онлайн отменили. Нам предложили просмотр видеоуроков на телеканале «Ел арна». Помимо этого, учитель направлял классную работу и домашнее задание в систему электронных журналов «Күнделік» (он также временами не был доступен), дополнительно направлял на электронную почту и WhatsАpp. Были дни, когда учителю приходилось скидывать задание даже в облако. И в этом тоже был большой минус. Но в семье мы сразу договорились воспринимать все сложности и проблемы как должное, спокойно, без лишних эмоций, — вспоминает о четверти мама. — Учителя подбадривали детей и хвалили за ответы, да и нас, родителей, благодарили не раз за помощь».
«Если по существу, то школа необходима, — признаются родители. — Как воздух и вода, ребенку в любом возрасте необходимы живое общение, дисциплина и социум. Объяснение новых тем требует присутствия преподавателя, не все дети понимают тему с первого раза, да и не каждый родитель может разложить информацию по полочкам. Дистанционное обучение — это хороший запасной вариант на самый исключительный случай. Но школу ничто не заменит».
Источник: Елорда Инфо