В преддверии нового учебного года в Алматы активно обсуждали тему о том, что в Казахстане нужно легализовать дистанционное образование и дать родителям право выбирать, как учиться их детям.
-Ни для кого не секрет, что многие казахстанцы в последние годы переводят своих детей на дистанционное обучение на российских платформах, — рассуждает журналист и бизнес-тренер Ольга АРИНБАСАРОВА. — Заканчивая такую школу, ребенок получает аттестат российского образца. Когда началась пандемия, мы увидели огромную разницу между системой, которая выстроена в соседней стране, и той, что есть у нас. У россиян колоссальный опыт — они практикуют дистанционное обучение около 15 лет. Там у родителей есть выбор: водить ребенка в школу или перевести его на семейное обучение.
У нас, к сожалению, такого выбора нет. Сейчас складывается ситуация, когда родители казахстанских детей, выбравшие образование на российских платформах, оказываются чуть ли не вне закона. В этом вопросе образовался правовой вакуум. С одной стороны, есть международная конвенция, которая гласит, что родитель имеет право выбирать вид и форму обучения для своего ребенка. С другой — мы вынуждены жить в рамках всеобуча. Соответственно, ребенок обязан посещать казахстанскую школу.
В этом есть конфликт интересов, на который я хотела бы обратить внимание. Наверное, пришло время поставить этот вопрос ребром и все-таки начать говорить о легализации дистанционной формы обучения для казахстанских детей. Все мы понимаем, что за ней будущее.
— Сколько детей учится на российских дистанционных платформах?
— Я предполагаю, что в Алматы около тысячи детей, — ответила Ольга.
— Насколько я знаю, в Нур-Султане около 600 семей хотели бы перевести своих детей на дистанционное обучение, — добавила депутат мажилиса Ирина СМИРНОВА. — Родители за то, чтобы у них была возможность качественного дистанционного обучения и в Казахстане. Они хотят, чтобы их дети учили казахский язык, литературу, историю и географию Казахстана, но при этом не ходили в школу.
— На самом деле не так много родителей хотят перевести своих детей на дистанционку, — прокомментировала Аринбасарова опасения о том, что право выбора приведет к оттоку детей из школ. — Мы проводили опрос в небольшой группе родителей. Так вот, из двухсот человек только около 15 процентов сказали, что перевели бы своих детей на семейный формат обучения. Почему? Потому что это колоссальная ответственность в первую очередь самих родителей. Поэтому не нужно бояться, что все дети перейдут на дистанционку. Этот страх абсолютно не обоснован.
О том, как дети будут учиться в дежурных классах, рассказали в акимате Алматы. Министерство образования официально заявило, что в начальных классах станут работать дежурные группы до 15 человек. За каждой закрепят определенный кабинет, учеников рассадят за отдельные парты, а выходить на перемены они будут в разное время. Столовые в первой четверти работать не будут. Вчера заместитель руководителя управления образования города Алматы Кайрат ЖУМАНОВ объяснил, как это будет выглядеть на практике.
— В Алматы во всех школах — государственных и частных — дежурные группы откроют для учащихся 1-2-х классов, кроме этого в обычном режиме будут работать 1-4-е классы коррекционных школ-интернатов, — поясняет Жуманов. — Почему не будут работать дежурные группы в 3-х и 4-х классах, хотя есть рекомендации Министерства образования? Мы приняли такое решение, учитывая то, что детям в 1-2-х классах сложнее учиться дистанционно. Решение по 3-х и 4-х классам будет приниматься поэтапно.
Чтобы ребенка приняли в дежурную группу, его родители должны написать заявление в свободной форме на имя директора школы. Передать его можно через классного руководителя или отправить через мессенджеры. Никаких дополнительных документов предоставлять не нужно. Причем, как пояснил спикер, в дежурную группу примут всех желающих, хотя изначально они были рассчитаны на детей работающих родителей. По прогнозам, учиться в них будут порядка 15 тысяч первоклассников и второклассников. В среднем 70-75 детей (5 классов) в каждой школе. Если по каким-то причинам у родителей не принимают заявление в дежурную группу, можно обратиться в call-центр районного или городского управления образования.
— В группах будет не более 15 человек, а в классе может быть 35-40, — продолжил Кайрат Избасарович. — Как быть, если посещать школу захотят больше детей, чем установлено правилами? Будут комплектоваться сборные классы. Допустим, в параллели 100 детей, в одном классе в дежурную группу запишутся десять человек, в другом — пять, их и объединят в одну группу. Будет гибкое расписание, поделенное на смены и подсмены, уроки будут длиться 40 минут.
— Учитель занимается с детьми в дежурном классе. Допустим, 20 его учеников остаются дома. Как они будут учиться? Самостоятельно? Ведь их педагог занят, — спросила я Жуманова.
— Нужно понимать, что преподаватель в дежурной группе — это необязательно классный руководитель. Это учитель начальных классов, который по решению администрации школы будет закреплен за дежурной группой. Дети, которые останутся на дистанционном обучении, будут работать с педагогом при помощи различных платформ (как это было в четвертой четверти. — О. А.).
— В дежурных классах будут вести все предметы или от некоторых, физкультуры или художественного труда, к примеру, все же откажутся?
— Преподавать будут основные предметы, а такие, как физкультура или другие вспомогательные, будут проводить онлайн.
— Хватит ли учителей?
— У нас все вакансии закрыты — потребности в учителях нет. Каждая школа составляет расписание так, чтобы классы учились в разное время. У нас есть практика, когда один педагог ведет уроки в разных классах первой и второй смен. С учетом этого опыта учителей будет достаточно.
— Будет ли акимат выделять дополнительные средства на покупку учебников? Насколько мне известно, не во всех школах и классах выдали полные комплекты.
— Для закупа учебников на 2020-2021 учебный год было выделено 3,8 миллиарда тенге. Сейчас поставка произведена на 90 процентов, к 25 августа она будет завершена. Все учащиеся будут обеспечены учебниками в полном объеме.
А тем временем
Неготовность номер 1
За несколько дней до начала учебного года практически во всех регионах наблюдается дефицит компьютерной техники для обучения на удаленке. Причем техсредств нет не только у детей из малообеспеченных семей, но и у педагогов. А еще в тысячах школ отсутствует широкополосный интернет. Об этом шла речь на заседании комитета партийного контроля партии Nur Otan.
Глава государства Касым-Жомарт ТОКАЕВ поручил правительству проработать вопрос качественной организации дистанционного обучения. Партия Nur Otan ведет мониторинг исполнения этого поручения президента. Данные мониторинга прозвучали на заседании комитета партконтроля. Оказывается, на данный момент в стране насчитывается более 3,3 миллиона учеников, и большинство из них не имеют компьютерного оборудования для удаленного обучения! Школы в ряде регионов абсолютно не готовы: около 24 тыс. педагогов в республике не имеют необходимого оборудования для организации онлайн-обучения, а еще у 2000 нет доступа к интернету.
Заседание проходило с участием вице-министров образования и науки Рустема БИГАРИ и цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Азамата БАТЫРКОЖА.
— Практически во всех регионах наблюдается дефицит компьютерной техники для обеспечения всех нуждающихся учеников и педагогов, по-прежнему имеются проблемы с доступом к качественному интернету во многих населенных пунктах, а значит, есть реальные риски потери качества образовательного процесса, — заявил председатель комитета Павел КАЗАНЦЕВ.
В региональном разрезе неготовность к учебному году, по данным Рустема Бигари, выглядит следующим образом: наибольшее количество учащихся, не имеющих компьютеров, наблюдается в Западно-Казахстанской (64 процента — 68 825 уч.), Жамбылской (42,5 процента — 99 852 уч.) областях; в Алматы (38,9 процента — 87 527 уч.); Мангистауской (32,4 процента — 49 652 уч.); Актюбинской (28,1 процента — 44 485 уч.); Туркестанской (22,3 процента — 111 555 уч.); Акмолинской (23,9 процента — 31 656 уч.). Не имеют в домашних условиях интернета 402 462 учащихся республики (12 процентов). Самые высокие показатели в Мангистауской обл. — 23,6 процента, Туркестанской — 22,3 процента, в Жамбылской области — 19,5 процента, в Алматы — 19 процентов.
Нуротановцы заострили внимание на том, что сейчас 53 школы вообще не обеспечены интернетом, а около 3000 пользуются низкоскоростным.
Еще на заседании говорилось о том, что национальная палата “Атамекен” предоставила сомнительные списки отечественных производителей оргтехники, у которых необходимо закупать компьютеры для организации учебного процесса. Являются ли они производителями или банальными перекупщиками, пока доподлинно неизвестно. Но уже вызывает опасения, что отечественные хьюлетт паккарды смогут выпускать со своих конвейеров ежесуточно по 45 тысяч компьютеров. Причем делать это надо без перерыва на выходные и праздники.
Источник: ВРЕМЯ