Нужно обязать возвращать государству безвозмездные гранты на развитие бизнеса до 200 МРП, если предприниматель не создал ни одного рабочего места и просто потратил деньги на себя. Даже если бизнесмен человек с инвалидностью.
Об этом на онлайн-конференции, посвященной вопросам инклюзивного образования и трудоустройства людей с особыми потребностями, заявила секретарь маслихата Илийского района Алматинской области Роза АБИЛОВА.
— Один из популярных проектов в нашем районе — создание бизнес-идеи. Но он не всегда работает. Почему? — задается вопросом секретарь маслихата и тут же дает ответ: — Бесконечное “давание” воспитывает в обществе иждивенческое, маргинальное отношение. Мы постоянно даем и не развиваем ответственность в людях. Государство поддерживает бизнес-идеи и выдает безвозмездные гранты до 200 МРП (555,6 тысячи тенге). Любая копейка, вложенная государством, должна иметь эффект и приводить к положительным изменениям в обществе. Когда мы, депутаты, стали мониторить эффективность этих грантов, то выяснилось, что результата от них нет. Причины могут быть разные: у одного скотина заболела, у другого урожай не удался. Я считаю, что необходимо прописать правила: любую государственную программу нужно мониторить по вложению средств для развития бизнеса, и если не было создано ни одного рабочего места, обязать возвращать эти деньги в бюджет.
По оценке Международной организации труда, в мире насчитывается 386 миллионов человек с особыми потребностями. В некоторых странах безработица людей с инвалидностью достигает 80 процентов. Основной путь решения этой проблемы — инклюзивное образование, которое и должно помочь трудоустроиться. В Казахстане оно входит в число приоритетов социальной политики государства. Но как все обстоит в реальности? Как трудоустроить образованных лиц с инвалидностью в Казахстане в период пандемии, когда под сокращение попадает даже мобильное население?
Директор политехнического колледжа “Прогресс” Жанна ТЕЛЬПЕКБАЕВА поделилась опытом: для каждого человека с инвалидностью профессию подбирают индивидуально исходя из его особенностей.
— Слабовидящие очень хорошо делают массаж. У людей с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) координация неустойчивая, но они превосходно изготавливают мыло. Колясочники, как правило, лучше всех владеют компьютерами, их обучают дизайну. Люди имеющие инвалидность с нарушением слуха работают руками: шьют, пекут печенье и пряники, создают корпоративные подарки на праздники.
Однако трудоустройство лиц с инвалидностью идет туго.
— Мы пытались трудоустроить выпускниц-швей на большую фабрику. Но не получилось. Наши выпускницы не смогли там долго удержаться из-за отсутствия подходящих условий, — поделилась с нами Жанна Тельпекбаева. — Поэтому наши выпускницы стали шить в швейной мастерской при колледже в спокойной обстановке качественные вещи и продавать их на ярмарках. Так они заработали свои первые деньги.
Экс-мажилисвумен Айгуль СОЛОВЬЕВА, тоже принявшая участие в онлайн-конференции, согласилась с тем, что надо продвигать социальное предпринимательство.
— Ограниченное можно превратить в безграничное! Эмин АСКЕРОВ, который вошел в Национальный совет общественного доверия, продвигает тему социального предпринимательства. Это был бы хороший проект для людей с инвалидностью: они могли бы работать сами на себя и ни от кого не зависеть. Я помню, когда он приходил ко мне в парламент, мы хотели даже разработать закон о социальном предпринимательстве. Но этого тоже не получилось. Хорошо бы сейчас донести до национального совета эту идею, — посоветовала Айгуль Соловьева.
Реальной историей успеха поделилась человек с инвалидностью по слуху Шырын МАРАЛБЕКОВА. Через сурдопереводчика она рассказала нам, как перестала ждать пособий от государства и стала бизнесвумен. Несмотря на полное отсутствие слуха и возможность говорить.
— В старших классах школы я обучалась основам шитья. Окончив школу, работала в швейном цехе. А после рождения детей долгое время сидела дома. Потеряла мужа, воспитывала детей одна. Денег не хватало, было очень тяжело, — вспоминает Шырын. — Узнала, что колледж “Прогресс” в нашем районе бесплатно обучает людей с инвалидностью различным профессиям. Хотела получить образование швеи, научиться создавать сложные вещи. Во время учебы нам читали курс “Предпринимательское дело”, я заинтересовалась. После окончания колледжа мы с моим мастером Арай объединились, открыли свою компанию и стали шить изделия на заказ. Я стала финансово независимой: старшая дочь уже поступила в университет, сама оплачиваю ее обучение. Всем остальным знакомым с особыми потребностями я говорю: не сидите дома, учитесь, будьте активными!
Источник: Время