В специальном выпуске i-balaqai talks «Новый учебный год: online vs offline» эксперты в области образования и здравоохранения обсудили новые для казахстанских школьников условия обучения. Они поделились своим мнением о готовности детей, учителей и родителей к дистанционным урокам, а также дали важные рекомендации.
Напомним, медиахолдинг Alash Media Group при участии Montessori Qazaqstan Public Fund запустил проект i-balaqai talks – новый формат коммуникативной площадки, где эксперты готовы делиться советами и рекомендациями по актуальным запросам.
Вице-министр образования и науки Республики Казахстан Рустем Бигари объяснил, что учебный год для учеников начальной школы начнется как в онлайн-, так и в офлайн-формате. Решение в этом вопросе остается за родителями.
«Дежурные классы будут сформированы по заявлению родителей. Для остальных классов, это больше 2 миллионов детей с 5-го по 11-й классы, школа начнется в режиме дистанционного обучения»
Стоит отметить, что из 7 тысяч казахстанских школ более 2 тысяч будут заниматься в очном формате. В их число войдут сельские, малокомплектные школы, где количество детей не превышает 80.
«За лето было приобретено порядка 200 тысяч компьютеров. Недавно было поручение руководства страны обеспечить школы 500 тысячами компьютеров. Вся эта материально-техническая база в начале учебного года перейдет детям. По опыту зарубежных стран. Как в США, где школа предоставляет не только учебники, но еще и девайсы», — уточнил вице-министр.
Учитывая опыт дистанционного обучения в 4-й четверти прошлого учебного года, Министерство образования дает возможность учителям, школе, региону самим выбрать оптимальную образовательную платформу из 8 существующих.
«С 20 августа все, кто пользуется сотовой связью, мобильной связью и интернетом, могут бесплатно и безлимитно пользоваться всеми отечественными образовательными ресурсами», — добавил он.
Руководитель проекта «Атлас новых профессий Казахстана» и образовательного центра компании BTS Digital Саясат Нурбек поднял не менее важный вопрос — управление ресурсным состоянием и эмоциональное выгорание педагогов.
«Оказывается, когда работаете в онлайн-формате, мозг перегружается сильно. Мы сидим в офлайне, мозг отдыхает, потому что есть язык тела, движение, эмоциональный контакт, коммуникация, поощрение, согласие. Мозг спокойно инстинктивно интерпретирует, идет полноценная коммуникация. Представьте, этого всего нет, социальная коммуникация полноценно не передается. Мозг находится в страшном стрессе. Представьте, какая нагрузка сейчас ляжет на педагогов, которые не обучены работать в новой эмоциональной среде, с ресурсным состоянием и так далее», — пояснил эксперт.
Он также заявил о необходимости создания call-центра для поддержки педагогов.
«Мой самый большой страх, что мы покажем профанацию дистанционного образования, не показав его плюсы, преимущества, вызовем массовое отвращение детей и родителей к дистанционному обучению».
Учредитель общественного фонда Montessori Qazaqstan Ерулан Кусаинов похвалил возможность выбора формы обучения. К сожалению, как он отметил, не все казахстанцы способны обеспечить ребенка необходимыми условиями для онлайн-обучения.
«У нас очень много детей, которые растут в неполных семьях. Если подсчитать, что более миллиона детей воспитываются мамами. Нет отцов. Я не представляю, как они могут обеспечить своим детям возможность учиться онлайн. Если исходить из статистики, у нас порядка 500 тысяч малообеспеченных детей, которым необходим компьютер», — утверждает он, подчеркивая, что Министерство образования провело работу над ошибками, которые обнажились в конце прошлого учебного года.
«Другой вопрос, как исполнительные органы, акиматы исполнят, закупят необходимое оборудование, модемы, поставят серверы»
По словам основателя и генерального директора инновационной школы Astana Garden School Нурмухаммеда Досыбаева, традиционная школа дает возможность развивать исключительные направления, навыки, компетенции, которые не может дать онлайн-школа.
«Во-первых, интеллектуальное направление. Во-вторых, эмоциональное развитие. Также социальное и физическое развитие. Из этих четырех направлений онлайн-школа, даже самая крутая, может развивать только интеллектуальную часть», — считает он.
Нурмухаммед Досыбаев назвал 7 факторов, при которых онлайн-обучение даст высокие результаты в части интеллектуального развития детей:
- Наличие достаточного количества гаджетов у ребенка и педагога;
- Доступ к высокоскоростному интернету;
- Наличие интерактивного контента;
- Наличие цифровых навыков у педагогов и их руководителей;
- Наличие цифровых навыков у учащихся;
- Обстановка для домашнего обучения;
- Фактор мотивации.
В свою очередь директор «Шоқан Уәлиханов атындағы мектеп» Олег Пак рассказал, что является правильным дистанционным образованием.
«Это комбинация так называемых синхронной и асинхронной форм обучения. Синхронная форма обучения — это онлайн-урок, вебинар. Мы как ученики сидим в одно и то же время с учителем в одном виртуальном пространстве face to face, имеем возможность воспринимать информацию от преподавателя, его задания, давать обратную связь, рассказывать. Асинхронная форма — это когда преподаватель предоставляет возможность учащимся самостоятельно работать в каком-то направлении. Но это не значит, что просто дали задание, как это было во многих школах в 4-й четверти. Это означает, что учитель снабжает ученика всеми необходимыми материалами, дает инструкции», — пояснил Олег Пак.
Основатель и руководитель Bilim Media Group Рауан Кенжехан подчеркнул, что идеальный мир онлайн-образования — это не про синхрон и асинхрон, а персонализация опыта обучения. Он поделился одним из примеров, который отражает положительные стороны дистанционного образования.
«В Казахстане 40 процентов сети школ — это малокомплектные школы. В них нет полного комплекта учителей. Там сидят в одном классе дети разных возрастов. К сожалению, учителя вынуждены жонглировать временем и детьми, чтобы что-то объяснять. Думаю, что благодаря контенту, установленному на серверах в этой школе, независимо от интернета можно очень хорошо выстраивать работу», — добавил он.
Президент Академии профилактической медицины Алмаз Шарман уточнил, что решение о формате обучения должно приниматься с учетом эпидемиологической ситуации.
«В медицинском журнале The Lancet опубликовано исследование по распространению, заражаемости, восприимчивости детей разных возрастов в европейских странах. Британские исследования. Потом в Южной Корее было опубликовано исследование. Резюме всего заключается в том, что дети, по крайней мере, меньше заражаются, чем взрослые, меньше передают инфекцию друг другу и взрослым и с меньшей тяжестью болеют COVID-19. Хотя бывают такие опасные, сложные случаи, такие как синдром Кавасаки. Три месяца назад он был обнаружен в Нью-Йорке, говорят, что он проявился в Актобе. Рисков меньше, но это не означает, что риски отсутствуют. Многие страны пришли к выводу, что имеет смысл открывать школы, соблюдая меры предосторожности», — отметил он, добавляя, что отсутствие социализации может негативно сказаться на здоровье школьников.
Основатель школы «Пифагор» Асан Жолдасов считает, что родители могут и не столкнуться с негативными последствиями онлайн-образования, позволяя детям быть более самостоятельными.
«Родители зачастую так сильно стараются все проблемы ребенка решить, начиная с детства до 18 лет, что ребенок несамостоятелен. Зачастую отнимают возможность что-то хотеть и ставить свои цели. С детства важно научить самостоятельности. Вариантов получения контента, знаний много. Те, кто умеет самостоятельно учиться, ему хоть так, хоть так. В любой форме он найдет способ коммуницировать, учиться», — высказал свое мнение он.
Источник: Tengrinews