Как дети будут учиться в первой четверти?
В конце этой недели состоялось несколько брифингов и онлайн-трансляций, касающихся особенностей нового учебного года. Мы собрали информацию из разных источников.
Дистанционно будут учиться почти 80 процентов школьников. В обычном формате работают только малокомплектные школы. Как правило, расположены они в отдаленных селах, а там эпидобстановка более стабильна. Правда, с интернетом беда. Во всех остальных общеобразовательных учебных заведениях организуют дежурные классы, но, как уже не раз говорилось, только в начальных классах. Однако и тут не без без исключений: в Алматы, например, за парты разрешили сесть только первоклассникам и второклассникам. Как заявил на брифинге министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ, на конец недели от родителей поступило 530 тысяч заявлений о приеме детей в дежурные классы. Из 1 300 000 школьников, которые могли в них учиться, всего 32 процента подали такие заявки. И только 60 процентов первоклассников захотели посещать дежурные классы, остальные будут учиться дистанционно.
Министр еще раз обратил внимание на то, к чему родители уже морально подготовились: начало занятий и перемены в школе будут в разное время, каждый класс будет сидеть в своем кабинете, не перемещаясь внутри здания, помещения будут проветривать, чаще убирать, каждое утро замерять всем детям температуру и просить их пройти через дезинфицирующий тоннель. Уроки в дежурных классах по рекомендации МОН должны длиться 40 минут. Их продолжительность, несмотря на разноречивую информацию (где-то уроки хотели вести по 30, а то и по 20 минут), сокращать не должны.
— Если уместить уроки в один час, то в них не будет смысла. Это и для родителей неудобно: только привез ребенка, его уже нужно забирать, — заметил Аймагамбетов.
А вот о том, должны ли дети, посещающие дежурные классы, сидеть на уроке в маске, говорила главный санитарный врач Казахстана Айжан ЕСМАГАМБЕТОВА.
— Вопрос ношения масок вызывает много споров. У каждой меры есть соотношение польза — вред. Обучаясь в школе, ребенок долгое время находится в закрытом помещении. А наша задача — защитить детей и учителей. Соответственно это (ношение маски во время уроков. — О. А.) приносит больше пользы, нежели вреда.
Видимо, все-таки придется сидеть в масках.
Что касается дистанционки, то здесь все так же, как в четвертой четверти: учителя, используя различные интернет-платформы, должны объяснять новый материал и давать задания, ученики соответственно выполнять их. Остаются и телеуроки (их записали летом) на каналах “Балапан” и “Ел Арна”.
Летом для педагогов были организованы курсы “Учись учить дистанционно”, которые прошли уже более 230 тысяч человек. Правда, когда родители узнали, что учителем в дежурном классе необязательно будет классный руководитель, как обычно бывает в началке, пошли разговоры о том, что привлекать к этой работе будут новичков, которые в педагогике пока мало что смыслят. Такие слухи на неделе прокомментировал аким Алматы Бакытжан САГИНТАЕВ:
— Родители первоклассников высказали опасения, что с их детьми будут работать неопытные выпускники или студенты последних курсов педагогических вузов. Этого не будет, — заверил градоначальник. — С детьми, впервые переступившими порог школы, должны работать опытные учителя. В этом сомнений нет. Управлению образования даю соответствующее поручение.
Кстати, нет никаких запретов на то, чтобы вести уроки и в дежурном классе, и дистанционно. Главное, чтобы они не совпадали по времени.
— Раньше нагрузка на одного педагога в среднем составляла 15-16 часов при установленных 18 часах. Приходилось их добирать, — рассказал на брифинге министр образования. — Сейчас, когда дежурные классы нужно будет делить на две подгруппы по 15 человек, нагрузка на педагогов возрастет. За дополнительную работу учитель будет получать заработную плату. Если у него нагрузка 28 часов, то он будет получать зарплату за все эти часы. Это очень существенно для наших педагогов.
Домашних заданий как таковых не будет.
— Когда дети обучаются в дежурных классах, понятно, что они обучаются очно. Там делают учебные задания, работают в классах, и потом им задают домашние задания. А когда ребенок дома, он и так дистанционно выполняет задание, которое ему дает учитель. И плюс к нему давать дополнительное домашнее задание — это нелепо, и в этом необходимости нет, — заявил Аймагамбетов. — В четвертой четверти мы видели, что это большая перегрузка для детей.
Изменится и система оценивания. Четвертная оценка будет складываться из трех частей: 25 процентов — формативное оценивание (это те отметки от 1 до 10, которые педагог будет выставлять за работу каждому ученику), 25 процентов — СОР (он будет один) и 50 процентов — СОЧ. В Минобре подчеркивают, что и отмена домашки, и внедрение формативного оценивания — временные изменения, которые связаны исключительно с переходом на дистанционку.
Как будут учиться дети в тех регионах, где нет сети интернет? Школы в отдаленных селах — в штатном режиме. Если же говорить о студентах, то им позволили приехать в город. Но лишь тем, кто живет в селах, в которых, опять же, проблемы с интернетом. Они смогут заселиться в общежития и, находясь в своей комнате, подключаться к интернету и “ходить” на лекции.
— До 1 сентября как минимум 420-450 тысяч компьютеров безвозмездно передадут школьникам из многодетных и малообеспеченных семей, — пообещал министр образования. — На данный момент передали порядка 200 тысяч компьютеров, поставка идет ежедневно.
Что же касается эффективности дистанционки, о которой так много говорят, то эту тему Асхат Аймагамбетов прокомментировал так:
— С точки зрения эффективности традиционное обучение предпочтительнее. Для тех, кто и раньше успешно учился и был хорошо самоорганизован, обучение в новом формате особых проблем не создает. Но сравнивать эти два формата в силу особенностей, привычек и различий в развитии этих навыков у детей не приходится. Но я бы хотел, чтобы все понимали: и мы, и педагоги будем создавать все условия, чтобы дети могли получить необходимые знания и навыки.
Источник: ВРЕМЯ