Вторая учебная четверть: сколько детей пойдёт в школу и как это может повлиять на распространение коронавируса.
В конце октября межведомственная комиссия по недопущению распространения коронавирусной инфекции опубликовала решение, касающееся обучения детей во второй четверти: “Перевести на традиционный формат работу городских и сельских школ до 300 учащихся, по заявлению родителей разрешить обучение в дежурных классах — с 1-го по 5-й классы, в международных школах — до 7-го класса”.
Дежурные классы и ковид
— С начала учебного года в Казахстане коронавирусом заболели 937 детей, из них 624 ребенка (66 процентов) — школьники, — рассказала нам руководитель управления профилактики неинфекционных заболеваний и контроля за объектами комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава Марал РАХИМЖАНОВА. — Среди них 210 детей, которые были учащимися дежурных классов. Мы обследовали всех контактных с ними (около 3 тысяч человек) и выявили 19 заболевших, это менее одного процента. Все остальные заболевшие школьники находились на дистанционном обучении.
6 ноября было зарегистрировано 44 заражения среди школьников, большая часть — 24 случая — в Восточно-Казахстанской области.
Я предвосхищаю ваш вопрос: почему мы решили увеличить количество тех, кто сможет учиться офлайн, в момент, когда ситуация с коронавирусом ухудшается? Мы рассмотрели все риски и пришли к выводу, что в школах с минимальной загруженностью вероятность заражения сведена к минимуму, они практически не участвуют в эпидпроцессе. Основная масса детей заболевает в крупных городах, а такие учебные заведения расположены в относительно небольших населенных пунктах.
Что касается дежурных классов. Как вы знаете, в госшколах офлайн смогут учиться дети с 1-го по 5-й класс, а в международных — с 1-го по 7-й класс. Поясню: пятый класс в казахстанских школах — это седьмой в британских и шестой — в американских. То есть мы говорим об одной возрастной группе.
Формат обучения во второй четверти будет конкретизирован ближе к ее началу, и окончательное решение — за главными санитарными врачами в регионах. Оно будет зависеть от ситуации. Насколько я понимаю, Восточно-Казахстанская область расширять перечень учащихся, скорее всего, не будет. Эпидемиологическая обстановка там такая, что нужно не ослаблять, а ужесточать меры.
— Были ли случаи, когда приходилось закрывать школу из-за того, что там заболел ребенок?
— В таком случае на двухнедельный карантин уходит весь класс и проводится санобработка. Если в общей сложности ковид фиксировали у 25 учащихся, в выходные проводили дезинфекцию всей школы. Но такого, чтобы их полностью закрывали, не было.
Как попасть на обычный урок
Все регионы должны дождаться постановлений своих главных государственных санврачей. От них будет зависеть, откроются ли дополнительные дежурные классы и небольшие школы. Постепенно картина вырисовывается. На прошлой неделе такое постановление подписал главный санврач Жамбылской области. Во вторник разрешил ходить в школу пятиклассникам и открыть школы, которые посещают не больше трехсот человек, главный санврач Алматы Жандарбек БЕКШИН.
— В Алматы в обычном режиме начнут работать три государственные и 10 частных школ с контингентом менее трехсот учащихся, — рассказала нашей газете руководитель управления образования Алматы Ляззат ЖЫЛКЫБАЕВА. — В первой четверти в таком формате работали две государственные и 51 частная школы (в них учится до 200 человек). Кроме этого в дежурные классы до 15 человек смогут прийти пятиклассники. Алгоритм действий прежний. Если родитель хочет, чтобы его ребенок посещал школу, нужно подать заявление на имя директора в свободной форме (имейте в виду, что не могут учиться офлайн дети с хроническими заболеваниями). Сделать это можно уже сейчас.
Всего в пятых классах в Алматы учится около 20 тысяч детей. Мы предполагаем, что в дежурные классы будет записано не больше 30 процентов, как это было в начальной школе. Тем более что сейчас ситуация с заболеванием коронавирусом ухудшается. Что касается нашей работы, то в пятых классах организовать обучение проще, чем в первых-четвертых. Им преподают предметники, а значит, у администрации школ больше возможности составить расписание так, чтобы дети практически не пересекались друг с другом.
Факт!
12 000 детей обучались в первой четверти в дежурных классах Алматы. При этом в школах не было зарегистрировано ни одного случая заболевания ковидом. Такие факты зафиксированы только среди ребят, которые учились дистанционно.
Цифры в тему
В конце октября МОН давал такой прогноз.
— 2,2 миллиона детей во второй четверти будут обучаться в дистанционном формате.
— 1,2 миллиона человек пойдут в школу.
— 800 тысяч из них будут учиться в дежурных (с первого по пятый) классах — всего таких учащихся 1,8 миллиона.
— 434 тысячи детей будут посещать школы с контингентом до 300 учащихся. Еще 3 тысячи — международные школы (здесь разрешено открыть классы с первого по седьмой).
— Для сравнения: в первой четверти на дистанционке было 2,4 миллиона школьников, 647 тысяч учились в дежурных классах (с первого по четвертый), 306 тысяч — в малокомплектных школах.
— Всего в Казахстане 3,4 миллиона школьников.
Мнение эксперта
Елена ХЕГАЙ, клиницист, член Ассоциации семейных врачей Казахстана:
— Это неоднозначный, особенно когда мы находимся на пороге второй волны коронавируса, но в то же время очень важный для общества вопрос. Все видят, что количество подтвержденных случаев коронавируса растет каждый день. Это цифры официальной статистики. Но нужно понимать, что часть людей, перенесших ковид, в нее не попадают. Они, если заболевание протекает в легкой форме, не обращаются к врачу, не обследуются, не сдают ПЦР-тест. Поэтому мы даже приблизительно не знаем, с какой скоростью сейчас распространяется коронавирус. А это один из ключевых показателей, учитывая который власти принимают решения, связанные с переходом на обычный формат обучения. Так как мы не знаем, в какой степени статистика отражает реальность, мне сложно сказать, насколько правильно решение членов межведомственной комиссии в этой сфере.
В то же время я могу понять их действия. Помимо эпидемиологической обстановки в стране приходится учитывать множество других факторов. Первое: эксперты считают, что локдаун и социальная изоляция негативно отразятся на психическом здоровье как взрослых, так и детей, причем еще в большей степени. Второе, самое, пожалуй, важное — качество образования. В руководстве некоторых европейских стран заявляют: “Несмотря на угрозу распространения ковида, мы не можем рисковать будущим наших детей” — и открывают школы. Пытаются найти баланс, не зацикливаться только на борьбе с пандемией, не упускать важные моменты, связанные с образованием, воспитанием и психическим здоровьем детей.
— Школа и школьники могут стать серьезным источником распространения коронавируса?
— Статьи и исследования на эту тему достаточно противоречивы. Одни исследователи говорят, что открытие школ особо не повлияло на ситуацию с распространением коронавируса, другие, напротив, считают, что это важный фактор риска. У каждой страны свой опыт, и, на мой взгляд, он зависит от того, насколько добросовестно все члены общества выполняли предписанные санврачами правила поведения — носили маски, соблюдали социальную дистанцию, не ходили в гости, не устраивали тои.
Исследования показали, что дети до 10 лет в малой степени или вообще не распространяют вирус. Это связано с их физиологическими особенностями. Есть несколько теорий на этот счет. Самая популярная выглядит так: в силу незрелости в детском организме очень мало рецепторов, к которым крепится коронавирус. Чем младше ребенок, тем меньше этих рецепторов. И кроме этого дети выдыхают меньшее количество воздуха. Считается, что они играют минимальную роль в распространении инфекции, хотя и могут быть бессимптомными носителями. Но все равно при тесном контакте они могут быть опасны для пожилых людей. Поэтому семьи, в которых дети посещают детский сад или дежурные классы в школе, должны свести к минимуму общение со старшими — дедушками и бабушками.
— В первой четверти в Казахстане работали дежурные классы в начальной школе — это дети шести-десяти лет. Сейчас в школу могут пойти и те, кто постарше.
— Во многих странах камень преткновения — это средняя и старшая школа. Считается, что подростки 12-13 лет распространяют примерно такое же количество вируса, как и взрослые. А они наиболее активная часть общества — встречаются с друзьями, ходят на тусовки, посещают образовательные курсы. При этом подростки в меньшей степени настроены соблюдать установленные правила. Поэтому, когда мы обсуждаем эту тему, нужно говорить не только о решениях межведомственной комиссии, действиях министерств образования и здравоохранения. Здесь невероятно важна кооперация всего общества. Мы можем открыть школы. И даже если они будут максимально безопасными, никто не сможет на сто процентов исключить риск заражения. Поэтому все мы должны соблюдать правила профилактики распространения коронавируса и стать примером для своих детей, которые копируют наше поведение. Но я вижу, что наши люди расслабились — эти предписания нарушаются сплошь и рядом.
Поэтому так важно быть ответственным по отношению к себе и окружающим, держать руку на пульсе и следить за статистикой. Если мы увидим массовый прирост заболеваемости, думаю, что решение вновь закрыть школы будет обоснованным.
Источник: Время!