История про жителя столицы, который, имея диагноз ДЦП, благодаря чуткому тренеру, поддержке родных и своему внутреннему стержню стал обладателем черного пояса по карате.
«Ос», — говорит 32-летний Айдос Медьянов, приветствуя своего тренера, его учеников и всех, кого встречает в зале, в том числе и нас. Ос — это универсальное слово в карате, которое используется в разных случаях, и это слово не сходит с уст Айдоса (слово «Ос» произошло от Osi Shinobu, что означает «упорно продолжать заниматься, пока можешь (до предела)«. На нем кимоно и черный пояс. Он каратист. Когда он родился, врачи сказали, что мальчик не сможет ходить. Но парень с ДЦП не только пошел, но и научился голыми руками ломать доски.
Восемь лет назад Айдос впервые пришел в этот зал. Вернее, его привезли. Это был его младший брат Арисламбек. Он-то первым и обратился к тренеру с просьбой.
«Вот этот парень пришел ко мне на секцию, я так обрадовался», — говорит тренер по карате Рустем Султанбеков, указывая на высокого и крепкого мужчину — братишку Айдоса (на верхнем фото Арисламбек одет во все черное).
«Но он, вместо того чтобы самому записаться, попросил за старшего брата. Я спрашиваю: а где брат? Говорит, в коридоре лежит. Спрашиваю: а что с ним? Он говорит: у него диагноз, не ходит. Давай, говорю, я задам твоему брату несколько вопросов», — рассказывает тренер, и на наших глазах он вместе с учеником воспроизводит беседу восьмилетней давности:
«Я спросил Айдоса:
— Выдержишь?
— Ос, да (уверенно отвечает Айдос).
— Сможешь?
— Да!
— В любое время и погоду?
— Ос, да».
«Он сказал да, и мы начали пробовать. Поставили две задачи: первая — начать ходить, а вторая — черный пояс. Так и получилось: сначала мы начали ходить, а потом мы защитились на черный пояс», — говорит тренер Рустем Султанбеков.
«Я родился в 1988 году, при рождении меня уронили врачи, в результате чего я получил вывих шейного позвонка. Врачи сказали, что я вообще не буду ходить, не смогу передвигаться. Но в детстве у меня была мечта заниматься боевыми искусствами, я много смотрел фильмов про это и вот в 25 лет пришел в зал к своему сенсею Рустему Муратовичу Султанбекову», — рассказывает Айдос.
«В основном до 13 лет я не ходил, только ползал и все время сидел дома. Не выходил из дома, потому что подниматься на пятый этаж и спускаться вниз было тяжело, нужно было, чтобы кто-то помогал. А сейчас я сам могу спокойно подняться и спуститься. В физическом плане карате мне очень помогло. Сейчас я с одной тросточкой хожу, могу сам себя обслуживать, могу умываться, зубы чистить, постель убирать», — говорит он.
Тренировка. Только в самом начале Айдос опирается на стену, но потом никакая опора ему уже не нужна, он будто оказывается в своей стихии и уже не чувствует никаких ограничений, чувствует только возможности.
У его тренера до Айдоса уже был опыт тренировки детей с инвалидностью.
«В 2001 году я организовал проект «Карате для всех». Мой ученик через шесть месяцев тренировок встал с инвалидной коляски и пошел. Потом около десяти лет я не работал с такими детьми, и, когда привели Айдоса, я подумал, что, наверное, сверху хотят, чтобы я свои знания дальше передавал кому-то», — размышляет Султанбеков.
К черному поясу они шли все эти восемь лет. В день сдачи экзамена руководство организации карате предложило сделать, так сказать, скидку Айдосу, но сам парень и его тренер отказались от такой помощи.
«Они говорят: дадим ему стульчик, срежем экзамен. На что я сказал: Айдос не такой, Айдос будет пахать до конца. Пусть он не так двигался, как все, пусть он не выполнял все точно, как другие ребята, но того духа и желания завоевать черный пояс у него хватило на весь зал.
Я в свое время тоже сдавал на черный пояс, и я знаю, как это тяжело. Но я представляю себе Айдоса с диагнозом ДЦП, который пашет рядом с абсолютно здоровыми ребятами, и, видя это, ты понимаешь, что просто не можешь жаловаться. В тот момент, когда руководство предложило ему стул и предложило не участвовать в боях, а он отказался, я был рад, рад, что те знания и частичка духа от меня передались ему», — признается тренер и тут же добавляет:
«На самом деле пояс — это просто ткань, главное — дух внутри и желание состязаться, желание проявить себя».
Айдос готовится к тому, чтобы сломать доску. Ему ассистирует юный ученик Рустема.
Тренер советует не спешить и обращает внимание на правильный настрой.
Удар — и доска ломается на две части.
«Как сказал великий Брюс Ли, доску ломать легко, доска без ответа. Главное, чтобы ломать без травм. Это тоже искусство, потому что любой удар должен идти правильно», — говорит Айдос.
Сам тренер отмечает, что черный пояс Айдоса — это результат командной работы, в том числе имея в виду родных и близких.
«Нельзя сказать, что это только моя заслуга или Айдоса. Это была мощная командная игра, но самое главное — вера в Айдоса», — уверяет Султанбеков.
«Мне очень понравилось, что младший брат попросил за старшего. И если бы младший брат этого не сделал, то я, наверное, не взялся бы за это», — признается тренер.
Арисламбек (на нижнем фото справа) младше Айдоса на три года.
«Вообще, идея прийти в единоборства принадлежала Айдосу. Он звонил в секции, но во многих ему по телефону отказали. Потом в одном месте сначала сказали да, мы поехали, но там тоже был отказ. И в итоге мы приехали сюда», — рассказывает младший брат.
Он говорит, что на тот момент он и представить себе не мог, что Айдос получит черный пояс.
«Для меня главное было, чтобы он сначала в общество вошел, чтобы общество его приняло. Никогда в жизни не забуду случай из детства. Мы пришли на парад с Айдосом, мне лет 12, Айдосу — 15, я толкаю его коляску, а люди говорят: а почему он дома не сидит, может же по телевизору парад посмотреть. И это говорили взрослые люди. Поэтому я переживал, как его примет общество. Меня задевало такое отношение в детстве, из-за этого я мог и подраться с людьми, я тогда жестко реагировал. Сейчас уже я спокойно реагирую, понимаю, что люди разные, да и общество у нас сейчас меняется, нормально реагирует, уже нет таких реакций, как раньше», — говорит Арисламбек.
Сам он работает педагогом в организации, занимающейся воспитанием детей-сирот.
Младшая группа каратистов, закончив тренировку, подбегает к Айдосу, чтобы поприветствовать. Жмут руку, говорят «Ос». И Айдос говорит им «Ос».
«У нас в карате все всегда начинается и заканчивается уважением. Старший или младший ученик — без разницы, мы пожимаем руки», — поясняет Айдос.
«Знания — это такая великая сила. Есть разные источники, главное, чтобы это были проверенные источники. Есть знания, которые выше твоего уровня, и если даже ты их получаешь от ребенка, то все равно их надо брать. Потому что это знания, которые тебя поднимают высоко вверх.
С годами люди закрываются к знаниям из-за того, что они думают, что они достигли многого и их чаша полна. А на самом деле это момент высокомерия, из-за которого человек перестает расти в знаниях, духовно. Очень важно, чтобы расти постоянно.
Великий мастер — тот, кто учится всю жизнь», — говорит тренер.
Самому Айдосу постоянно пишут дети с инвалидностью и их родители. Спрашивают совета, как начать заниматься.
«В первую очередь никогда нельзя отчаиваться, потому что в жизни бывают разные ситуации. Бывает, когда кажется, что ты над пропастью, а потом — раз, посмотришь — и не так уж все и плохо. Все зависит от нас самих. Люди никогда не должны отчаиваться, они всегда должны идти вперед, потому что только когда у нас есть цель, когда мы знаем, чего хотим, только тогда наша жизнь имеет смысл», — советует Айдос.
Сам он не дает себе расслабляться. Зимой главным образом тренируется дома, учится дистанционно в колледже на юриста. Три раза в неделю изучает английский и японские языки. Каждый день его загружен до предела. В планах — получить образование за рубежом. И, конечно же, у Айдоса есть мечта — посетить родину карате, Японию.
А еще он увлекается музыкой. Есть у него уже первый клип.
В настоящее время Айдос ищет людей, которые помогут ему в съемках нового клипа. Если среди читателей есть желающие подключиться к созданию видео, то можно написать Айдосу в «Инстаграме».
Источник: Tengrinews