Новости об интернет-мошенниках и их изобретательных схемах обмана каждый день появляются в сводках полицейских. Только за прошлый год злоумышленники обманули в Сети несколько сотен астанчан на 300 миллионов тенге. Знать о способах предприимчивых дельцов в Сети важно, чтобы не дать кому-то нажиться за ваш счет, говорят полицейские.
У обмана в Сети есть конкретные лица и цифры. Рост таких преступлений в столице составил почти 60 процентов. По итогам 2020 года в полиции зарегистрировали около 2700 фактов интернет-мошенничества. Пострадавшим от обмана в Сети жителям возместили 100 миллионов тенге.
Берут низкой ценой
Способов для незаконных операций в Интернете у злоумышленников много. Часто они пытаются заработать на продаже несуществующих товаров. В призрачном ассортименте лже-продавца может быть что угодно: медицинские маски, лекарства, антисептики, шубы, мобильные телефоны и дорогая мебель. Все это они публикуют на сайтах объявлений и ждут звонков от ничего не подозревающих клиентов. Для размещения «товаров» мошенники выбирают популярные интернет-площадки и хитрые уловки. Они устанавливают невысокие цены и обещают быстро предоставить товар или услугу.
– Во второй половине года больше всех пострадали пользователи сайта частных объявлений OLX и Kolesa. Тем, кто пытался на этих сайтах продать товар, мошенники предлагали доставку, но такой услуги здесь нет. При этом мошенники отправляли ссылку, схожую с настоящим сайтом. Затем просили заполнить анкету с реквизитами банковской карты. Но после этого пользователи оставались не только без прибыли, но и без накоплений. Таких пострадавших насчитывается 600 человек, – рассказали в Департаменте полиции столицы.
По статистике
По информации МВД Казахстана, в прошлом году полицейские раскрыли 1,7 тысячи из 8,3 тысячи случаев интернет-мошенничества и задержали около 400 человек. Раскрываемость таких преступлений составляет всего 21 процент. Найти следы и установить личность преступника сложно, потому что часто интернет-мошенники находятся в одном городе, а пострадавшие – в другом. Нередко такие аферы зло-умышленники проворачивают, находясь за рубежом.
По статистике, почти 40 процентов всех мошеннических правонарушений в Казахстане происходят в Интернете. За январь-сентябрь прошлого года в стране зарегистрировали 23 тысячи случаев мошенничества. Вместе с Алматы и Шымкентом столица находится в антирейтинге городов, где чаще всего орудуют злоумышленники в Сети. В Алматы зарегистрировали 4,6 тысячи правонарушений, в столице – 2,9 тысячи, в Шымкенте – 2,4 тысячи. Такие данные приводит мониторинговое агентство Energyprom.kz.
Аферы с банковской картой
Полицейские предупреждают: первое, что должно насторожить покупателя, – это когда продавец просит реквизиты банковской карты, в том числе CVV-код. Никогда не делитесь такими данными, так как они – ключ мошенника к его желанной афере. Свое истинное лицо он может скрывать под разными масками, прикинувшись владельцем товара, сотрудником банка или работником социальной службы.
– В ряде случаев мошенники представлялись сотрудниками банков и обманом выманивали реквизиты банковской карты, смс-пароли у держателей. После они получали доступ к счетам и совершали хищения в Интернете. От действий таких мошенников пострадало более 300 жителей столицы, а ущерб составил около 300 миллионов тенге. Расследование показывает, что похищенные деньги выводят на счета зарубежных банков, – уточнили в полиции.
Еще один способ «развода» в Интернете – оформление онлайн-кредитов третьими лицами в различных организациях. Работает этот так: мошенник находит владельца объявления и звонит ему, представляясь покупателем. Он говорит, что готов приобрести товар, но для этого ему якобы нужны банковские реквизиты продавца. Психологическая уловка состоит в том, что подавший объявление, надеясь поскорее продать товар, передает свои персональные данные. Они нужны мошенникам, чтобы оформить онлайн-заем.
– Преступник умышленно оформляет в кредит сумму выше, чем стоимость товара, указанного в объявлении. После поступления на карту продавца денег мошенник просит вернуть ему разницу, мотивируя ошибочным переводом. Ни о чем не подозревающий продавец самостоятельно перечисляет на счет мошенника эту разницу, а после узнает, что на его имя оформили кредит, – отмечает заместитель начальника Департамента криминальной полиции МВД Казахстана Ерлан ОМАРБЕКОВ.
В арсенале мошенников есть и другие предложения: сделать букмекерские ставки, инвестировать в биржу или в компанию и возвращать свои деньги с накруткой. Но обычно все заманчивые обещания сводятся к обычной финансовой пирамиде.
Атака на вкладчиков ЕНПФ
Накануне мошенники атаковали вкладчиков ЕНПФ. Они воспользовались тем, что сейчас казахстанцы активно подают заявки на получение части пенсионных накоплений. Казахстанцы сообщили фонду, что подвергаются фишинговым атакам со стороны мошенников. Они получают рассылку с одобрением использования пенсионных накоплений с прикрепленными ссылками на сайты с подозрительной активностью.
– ЕНПФ официально заявляет о том, что не совершает рассылки следующего содержания: «О передаче части пенсионных накоплений на специальный счет АО «Жилстройсбербанк Казахстана» (нынешний АО «Отбасы банк». – Прим. ред.). Фонд предупреждает и не рекомендует переходить по подозрительным ссылкам на незнакомые сайты и просит проверять информацию только на официальном сайте ЕНПФ www.enpf.kz и интернет-ресурсах банков, являющихся уполномоченными операторами, – предупредила пресс-служба ЕНПФ.
О чем стоит знать
Разные случаи интернет-мошенничества по-своему изобретательные, потому что главная цель аферистов – выманить деньги и сыграть на доверии. Однако есть общие правила, которые помогут обезопасить себя от любителей чужих денег, говорят полицейские. «Ваша карта заблокирована», «Родственник в беде», «Вы выиграли», «Вирусная атака», «Вам положена компенсация», «Ошибочный перевод средств» – если вы услышали или прочли такие сообщения, стоит насторожиться. В случае, когда вам переслали ссылку и на сайте предлагают оформить анкету, указать реквизиты банковской карты и CVV-код, знайте, что это мошенники. Также они нередко используют фишинговые атаки, цель которых – получить доступ к конфиденциальным данным пользователей, а именно логинам и паролям.
Что не стоит делать, чтобы не стать жертвой интернет-мошенников? Не передавайте третьим лицам реквизиты банковских карт, CVV-коды и пароли; лучше откажитесь от предоплаты, не убедившись в наличии товара и его качестве; не участвуйте в сомнительных акциях по приумножению денег; во избежание оформления онлайн-кредитов не передавайте посторонним свои персональные данные; проверяйте достоверность услуг.
Источник: Вечерняя Астана