Учебную литературу по отдельным предметам не найти ни в библиотеках, ни в книжных магазинах. Дело в том, что в стране всего один центр, который издает книги со шрифтом Брайля. Их возможности в среднем позволяют выпускать 30 учебников в год. А согласно официальной статистике в нашей стране 3 тыс 740 слабовидящих детей и более 350 – незрячих.
У 6-летнего Даулетхана врожденная аномалия – гипоплазия зрительного нерва.
«Я люблю читать, я люблю писать, я люблю играть, я люблю рисовать. Я люблю английские книги читать, русские, казахские, естествознание и познание мира. Я мечтаю быть космонавтом. Я хочу быть сильным, смелым. Я хочу быть умным, для этого я читаю. Мне не хватает энциклопедий», — рассказал Даулетхан Айжарык.
Энциклопедий или литературы для внеклассного чтения не хватает не только Даулетхану. Все начальные классы страны для незрячих детей испытывают такую же проблему. Старшеклассникам тоже непросто — нет учебников со шрифтом Брайля по основным естественным наукам.
«Начиная с третьего класса, 4, 6, 7-е классы, у нас не хватает учебников по предметам естественного цикла. Это очень проблемно для нас. Лично я рисую эти рисунки, а потом чтобы ребенок мог тактильно их посмотреть, прямо грифелем протыкаю по контуру, и ребенок может представление иметь об этом предмете. Разными способами мы выходим из ситуации. Смастерить вручную грифелем лекции для начальных классов – можно. А вот химические формулы, анатомию человека и карту из истории – вряд ли. Для старшеклассников записывают аудио уроки. На базе школы-гимназии №10 пять классов для незрячих и слабовидящих детей», — отметила учитель начальных классов школы-гимназии №10 Айгуль Карымсакова.
Это единственное в столице образовательное учреждение, где профильно занимаются с такими детьми. Сюда приезжают из Кокшетау, Степногорска и даже Актау. А в Алматы расположен единственный в стране центр, выпускающий учебники для детей с особыми потребностями. С 2017 года разработали 64 учебника со шрифтом Брайля для незрячих. И 91 – с крупным шрифтом для слабовидящих. Роза Сулейменова, директор центра, считает, проблема не в дефиците учебников, а в подходе к этому вопросу.
«Вот бюджет есть, денежки останутся, можно для специальных школ. Остаточный принцип и, самое главное, в Казахстане в 18 регионах 973 ученика учатся в общеобразовательных школах. Что они там получают? Ни одна общеобразовательная школа за все годы не купила ни одного учебника. Где условия? Где инклюзив? Они один учебник могут купить, управление образования. И поэтому не удивительно, что говорят, нет учебников. Есть учебники. Да, невозможно сделать все в один год, потому что это серьезный труд, большая научная и методическая работа, особенно учебники на казахском языке и при отсутствии должных специалистов», — директор центра Роза Сулейменова.
Над изготовлением книг для незрячих детей Казахстана трудится всего 10 человек. Редактор по Брайлю Айнур один учебник верстает 2 с половиной дня. Говорит, самое сложное – перевести на тактильную азбуку математику, алгебру и геометрию. Особенно если программа на государственном языке.
Дело в том, что общепринятая символика Брайля в казахском языке может иметь другое значение. Производство учебников с азбукой Брайля – это штучная работа. И так во всем мире. Лишняя точка – уже брак. Плюс высокая себестоимость. Плотность бумаги должна быть не меньше 175 граммов на квадратный метр. В то время как для офсета достаточно 80.
В Минпросвещения обещают, через три года школьные учебники для незрячих укомплектуют в полной мере. В период с 2024 по 2026 год планируется выпустить учебники по химии, физики, географии. В этом году готовится 28 учебников.
Тем временем алматинский центр ведет переговоры с немецкими специалистами, у которых уже есть опыт перевода учебников физики на шрифт Брайля. Они могут поделиться своими наработками с коллегами из Казахстана.
Источник: newtimes.kz