В Казахстане 12 087 детей страдают аутизмом. Об этом ранее на брифинге в региональной службе коммуникаций сообщила завотделом реабилитации и внедрения новых технологий Национального научно-практического центра развития специального и инклюзивного образования Зауре Джангельдинова.
«Не только во всем мире растет количество детей с аутизмом, но и в Казахстане. Если в 2020 году диагноз аутистического расстройства выявили у 6 771 ребенка, то в 2022 году – у 12 087 детей», — сообщила она.
С ростом количества детей с РАС (расстройство аутического спектра) в стране остро ощущается нехватка специалистов и пособии по работе с ними, заявляют общественники.
«Сегодня большая проблема – это нехватка специалистов. Мы проводили небольшое исследование, передавали результаты в администрацию президента. Минимальная потребность около 500 поведенческих аналитиков по всему Казахстану», — говорит председатель Попечительского совета фонда «Болашақ» (Будущее – ред.) Динара Гаплан.
Всего в Казахстане 20 поведенческих специалистов, из которых 12 обучены и работают в команде фонда.
Фонд «Болашак» в школах и садах Казахстана открыл 56 кабинетов поддержки инклюзии, разработал модель кабинетов поддержки инклюзии.
Как были созданы кабинеты поддержки инклюзии (КПИ)
В 2014 году в фонд «Болашак» начали обращаться родители особенных детей, потому что детей с аутизмом никуда не брали. Домашнее образование, либо обучение в закрытой психиатрическом учреждении – лишь эти варианты были предложены родителям на тот момент.
При фонде создали команду, которая прошла обучение у международных специалистов и изучила мировой опыт. После чего разработали модель инклюзивного образования.
По словам Динары Гаплан, в работе КПИ наличие методического сопровождения также немаловажно. То есть все специалисты работают под кураторством поведенческих специалистов.
«Специалисты прикладного поведения – это научно эффективный, доказанный метод работы, который рекомендован всем международным экспертным сообществом, рекомендован международными организациями и психическим протоколом Республики Казахстан. Но, к сожалению, сегодня такие специалисты так и не появились в системе государственного образования.
Несмотря на то, что министерство просвещения отчиталось о наличии 705 кабинетов поддержки инклюзии, и несмотря на №6 приказ министра, где прописано, что в работе должны использоваться методы прикладного анализа поведения», — говорит Динара Гаплан.
С 2014 по 2021 год на работу специалистов фондом ежегодно выделялось около 80 млн тенге. С 2022 года фонд начал передавать КПИ местным исполнительным органам.
Правильно организованная инклюзия меняет детей
Мама особенного ребенка Жанна Калиева рассказала, что особую тревогу за будущее своей дочери ощутила, когда ей было лет шесть.
«В этот момент ты видишь, какая огромная пропасть между твоим ребенком и его сверстниками, и не знаешь куда податься. Можно сказать, что «Болашак» сделал чудо для таких семей детей с аутизмом, тем что организовал правильную инклюзию, открыв в школах Казахстана кабинеты поддержки инклюзии», — сказала Жанна Калиева.
На сегодня Жанна Калиева магистр педагогики и психологии, международный сертифицированный поведенческий аналитик IBA, супервизор CBA-S, супервизор фонда «Болашак», основатель ABA-центров «Алуа» в Астане и Караганде, соавтор и преподаватель вводного курса по АВА-терапии фонда. Более десяти лет работает куратором ABA-программ, которая является терапевтическим методом, нацеленным на развитие определённых навыков и ликвидацию нежелательного поведения у детей с аутизмом.
«То есть да, у нас иногда была инклюзия. Этих детей брали, но, если у них нет поведения, они просто сидели на задних партах, не включаясь в обучающий процесс и просто проводили там время. Правильно организованная инклюзия меняет деток», — говорит она.
Важно работать и с родителями особенных детей
«Большая сложность в том, что родителям не оказывается психологическая помощь. Еще одно направление фонда в этом году – это психологические группы поддержки родителям. Потому что как бы я не делилась опытом, как бы я не рассказывала о результатах своего ребенка, родители с диагнозом у ребенка аутизма хотят, чтобы он стал обычным, что, к сожалению, невозможно.
Из-за этого они идут на разные сомнительные методы, которые не имеют научно-доказательной базы и обычно очень дорогие. Теряют деньги, время и ресурсы и силы. Поэтому, когда диагноз выставляется, необходима работа с родителями», — делится Жанна Калиева.
О диагнозе – расстройство аутистического спектра – Тимура Шагая родители узнали, когда мальчику было три года.
«Это очень сложно, очень. Когда ты узнаешь, что твой ребенок особенный. Но потом собрались, я работал, супруга ездила с ним по всем специалистам по всей стране. В стране есть госпрограммы, но там большой лист ожидания, а нам нельзя было терять время, поэтому ездили в основном за свои деньги, везде платно получали лечение», — рассказывает папа Тимура Владимир Шагай.
Сегодня Тимур ученик 7-го класса школы №71 Астаны. В первый класс мальчик пошел в Усть-Каменогорске в школу с кабинетом поддержки инклюзии, открытый фондом.
Тимур с детства увлекается сборкой игрушечной техники. Съемочной группе Sputnik Казахстан он продемонстрировал игрушечный пылесос. В него он вставил мотор и подсоединил шнур от зарядки телефона. Таким образом создал механизм, при котором вращается барабан.
Что такое аутизм? Есть предрассудки, что аутизм может развиться после прививки, так ли это – узнали у педагога-психолога, сертифицированного поведенческого аналитика и супервизора, куратора поведенческих программ Корпоративного фонда «Болашак» Кумусай Альденевой.
«Аутизм – это особенность развития, с которым ребенок рождается, она не приобретается в результате прививки или какого-то инфекционного заболевания. Просто прививка или инфекционное заболевание послужило триггером, она в любом случае бы проявилась», — пояснила преподаватель сертификационной программы профессиональной подготовки поведенческих аналитиков Кумусай Альденова.
В чем заключается работа специалиста кабинета поддержки инклюзии?
«Дети обычно не замечают особенности своего одноклассника, особенно в первом классе. Так как они все друг на друга похожи. Единственное, что отличает ребенка с кабинета инклюзии, то, что рядом с ним есть взрослый человек, который сопровождает его в режимных моментах школы – на уроках, в столовой, при посещении общешкольных мероприятий. То есть оказывает ему поддержку. Задача педагога ассистента – по максимуму уменьшать свою поддержку и формировать у ребенка навыки самостоятельности», — уточнила Кумусай Альденова.
Почему общественники бьют тревогу, о чем они просят
«Я понимаю, что очень много проблем в стране, наши школы переполнены и их не хватает. При этом у нас более двухсот тысяч особенных детей в Казахстане. И если мы о них сейчас не позаботимся, то когда? Ведь это целые семьи. На эту проблему надо смотреть не через призму одного ребенка – это проблема целой семьи. И потому что по этой причине некоторые семьи распадаются, а это, как правило, экономически активное население. Женщины вынуждены сидеть дома, не работают, не вносят свой активный вклад в экономическую политику Казахстана. Поэтому я считаю, что на это надо смотреть шире и подходить к этим вопросам системно», — говорит Динара Гаплан.
По данным Республиканского научно-практического центра психического здоровья, число выявленных случаев аутизма у детей в Казахстане за последние семь лет увеличилось в пять раз.