Концепция направлена на переход от медико-социальной к социально-правозащитной модели политики в отношении лиц с инвалидностью.
В документе указывается на проблемные вопросы и предлагаются пути решения.
Проблемные вопросы
1. Недостаточная инклюзивность на рынке труда
Лица с инвалидностью являются одной из наиболее экономически уязвимых групп населения. Текущие расходы на проживание, питание, оплату коммунальных услуг, включая медицинские услуги и лекарства, не обеспечивают достаточного уровня жизни, в том числе их семей.
«Несмотря на принимаемые государством меры содействия занятости, уровень трудоустройства лиц с инвалидностью в стране составляет всего 33%, тогда как в странах ОЭСР данный показатель не ниже 60-70%», — говорится в документе.
Большинство предприятий не соблюдают квоту по трудоустройству лиц с инвалидностью, не обеспечивают безопасные условия труда.
Слабо развивается профессионально-трудовая реабилитация, включающая в себя комплекс мер по возврату трудоспособности, трудоустройству или обучению новой профессии.
2. Слабая культура инклюзии
Культура инклюзивности еще не получила широкого распространения в казахстанском обществе.
Текущие практики и подходы, которые предполагают равные возможности для всех людей, независимо от их физических или интеллектуальных особенностей, не стали полноценной нормой в повседневной жизни.
Как отмечают разработчики, это стало одним из основных препятствий к формированию инклюзивного общества, где каждый человек может полностью реализовать свой потенциал и быть частью социальной и экономической жизни.
3. Ограниченный доступ к образованию
Лица с инвалидностью сталкиваются с трудностями в доступе к качественному образованию, что ограничивает их возможности для дальнейшего трудоустройства и социализации.
Отмечается недостаточная методическая подготовка педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, отсутствие специальных условий и адаптированных программ обучения, а также недостаток непрерывного психолого-педагогического сопровождения.
Актуальными на сегодня остаются вопросы раннего выявления детей с особыми потребностями, неготовности большинства педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в инклюзивной образовательной среде, непрерывности психолого-педагогического сопровождения.
4. Равенство и дискриминация
Так, отмечается, что используемые в нормативной среде термины, такие как «умственное нарушение», «дефект», «недоразвитие», «слабоумие» и другие, характерные для традиционного медицинского понимания инвалидности, способствуют формированию в обществе культуры жалости к лицам с инвалидностью и усугубляют их стигматизацию.
В правовых документах на казахском языке применяется ряд устаревших и спорных терминов («жарымес», «сал адам», «кемтар»).
Не проводится должная экспертиза нормативных правовых актов на предмет недопущения дискриминации прав в отношении лиц с инвалидностью (инклюзивная правовая экспертиза).
Отсутствует практика применения «разумных приспособлений» местными исполнительными органами, организациями, оказывающими услуги населению, для обеспечения доступности объектов инфраструктуры и оказываемых услуг для лиц с инвалидностью.
5. Правовая незащищенность и доступ к правосудию
Сохраняется дефицит юристов и адвокатов, имеющих опыт работы с лицами с инвалидностью и знающих их специфические потребности, особенно в отдаленных сельских районах страны.
Дети с инвалидностью, в частности с психоневрологическими состояниями, исключены из числа получателей бесплатной юридической помощи.
Отсутствует должный мониторинг адаптивности мест лишения свободы, в которых отбывают наказание осужденные лица с инвалидностью, а также надлежащий контроль на предмет оказания необходимого ухода.
6. Неразвитость института поддержки семьи
Недостаточно реализуется спектр услуг для родителей и опекунов, осуществляющих уход за членами семьи с инвалидностью, слабо развита системная поддержка в области восстановления здоровья и психологической устойчивости.
Родители часто оказываются в ситуации эмоционального и физического выгорания, что негативно сказывается не только на их здоровье, но и на качестве ухода за лицами с инвалидностью.
«В совокупности такие недостатки создают дополнительные трудности для семей, затрудняя их участие в общественной жизни и ограничивая возможности для полноценной интеграции в общество детей и взрослых с инвалидностью», – говорится в документе.
Кроме того, обозначены такие проблемы, как физическая и информационная безбарьерная среда и участие в общественно-политической жизни.
Что предлагается
Видение инклюзивной политики Казахстана на 2025-2030 годы основывается на признании инвалидности как социального явления с концептуальным переходом от традиционной и медицинской моделей понимания инвалидности к социально-правозащитной модели.
Для этого планируется устранение существующих барьеров, ограничивающих права людей с инвалидностью, во всех аспектах – физическом, правовом, институциональном, информационном. В том числе в сферах общественной и частной жизни: здравоохранении, образовании, занятости, общественно-политической, социальной и культурной деятельности, а также в повседневной жизни.
Государственная инклюзивная политика будет иметь важную роль в создании и развитии инклюзивного общества, обеспечении равных возможностей, защите и продвижении прав людей с инвалидностью.
Реформирование политики в отношении лиц с инвалидностью затронет все сферы общественной и государственной жизнедеятельности.
В первую очередь помощь в преодолении трудностей в развитии нуждающихся детей, в их обучении, в социализации, подготовке к инклюзии, к социально-бытовой и трудовой деятельности лиц с инвалидностью будут рассматривать с позиции био-психо-социальной основы развития человека, что позволит проводить оценку индивидуальных потребностей лица с инвалидностью в комплексе, без дискриминации его трудностей и проводить комплексную помощь на основе его потребностей.
Концепция будет основываться на расширении сотрудничества государства, частного сектора, неправительственных организаций и реализована на следующих фундаментальных принципах:
1. Уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности и целостности
Достоинство каждого человека неприкосновенно. Никакие обстоятельства, включая состояние здоровья и особенности, связанные с инвалидностью, не могут служить основанием для бесправного обращения.
Лица с инвалидностью имеют право на личную самостоятельность, что подразумевает возможность принимать осознанные решения относительно собственной жизни, и на равное уважение в обществе.
2. Недискриминация
Любая форма дискриминации, ограничения и исключения, включая немотивированный отказ в разумном приспособлении, которые ограничивают права лиц с инвалидностью или препятствует их равноправному доступу к гражданским и основным свободам, недопустимы.
3. Равенство возможностей
Лицам с инвалидностью гарантировано равенство с остальными гражданами при осуществлении их прав на доступ к правосудию, образованию, трудоустройству и другим общественным благам.
4. Доступность
Физическая и информационная доступность окружающей среды, транспорта, услуг и технологических решений являются базовым условием личной самостоятельности людей с инвалидностью и их полноценного участия в общественной жизни.
Доступность является параметром качества любого объекта и услуги для населения, включая лиц с инвалидностью.
Принятие местными исполнительными органами, организациями, оказывающими услуги населению, конкретных обязательств по обеспечению условий доступности услуг и объектов инфраструктуры и проведение ими комплекса работ по выполнению взятых обязательств является приоритетной задачей обеспечения доступности.
5. Уважение прав детей с инвалидностью
Дети с инвалидностью имеют абсолютные и неотчуждаемые права и свободы с момента рождения.
Политика в отношении детей с инвалидностью опирается на признание их права на индивидуальность, самовыражение и нацелена на соблюдение и защиту интересов ребенка.
6. Полное и эффективное вовлечение и включение в общество
Лица с инвалидностью имеют право участвовать в процессах принятия решений, влияющих на их жизнь, государственную политику, местное управление и общественные процессы.
7. «Ничего о нас без нас»
Лица с инвалидностью принимают активное и непосредственное участие в разработке и реализации политики в отношении лиц с инвалидностью.
Их уникальный жизненный опыт признается важным для создания инклюзивных подходов.
В концепции также предусмотрены основные подходы развития политики в отношении лиц с инвалидностью в республике.
В Минтруда отмечают, что принятие проекта будет способствовать повышению качества жизни лиц с инвалидностью, сохранению социальных, профессиональных способностей и включению во все аспекты жизни.
Проект постановления размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 12 ноября.
По данным министерства, в Казахстане проживают 724,9 тыс. лиц с инвалидностью, что составляет 3,6% от общей численности населения. Из них имеют затруднения в передвижении – 204,9 тыс. человек, в том числе 30,5 тыс. детей (14,9%).
Количество детей с инвалидностью до 18 лет составило — 109,5 тыс., или 15,1% от общего числа лиц с инвалидностью, и 1,6% от детского населения страны (6 841 527 детей).
Проведенный анализ показывает, что наблюдается рост детской инвалидизации на 11,4% (в 2023 году – 109 496 человек, в 2022 году – 104 260 человек, в 2021 году – 98 254 человека). В структуре в основном преобладают дети от семи до 18 лет (74 928 детей, или 68,4%).
Количество получателей государственных социальных пособий по инвалидности составило 545,5 тыс. человек.
Источник: www.zakon.kz