Now Reading
Cистема образования разделяет детей с инвалидностью и изолирует их
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Образование > Cистема образования разделяет детей с инвалидностью и изолирует их

Cистема образования разделяет детей с инвалидностью и изолирует их

В опубликованном 14 марта докладе организации Human Rights Watch «Казахстан: образовательные барьеры для детей с ограниченными возможностями» говорится, что «государство должно гарантировать получение качественного образования детьми с ограниченными возможностями».

«УЧИТЕЛЯ НЕ ГОТОВЫ»

Сын жительницы города Караганды Айман Дюйскеновой Нурлан с рождения страдает детским церебральным параличом, у него пластический гиперкинез. По словам матери, 17-летний Нурлан в умственном развитии не уступает другим детям. Он с трех лет знает буквы и цифры.

 

— Интеллект у нас на уровне. Он говорит по-казахски, по-русски, арабский алфавит знает. С семи лет учится на дому. Девятый класс окончил хорошо. Когда он пребывает в хорошем настроении, спокоен, речь у него внятная. Читает написанное крупным шрифтом. Но писать не может, все выполняет устно, понимает, у него хорошая память. Когда нервничает, волнуется, начинает качать головой, и речь становится непонятной, — рассказывает Айман Дюйскенова.

 

Мать Нурлана говорит, что хотела отдать сына в общеобразовательную школу рядом с домом, но «обучать его там не было воможности».

 

— Мы прикреплены в школе рядом с домом. Но учителя побоялись взять его, сказали, что «другие дети могут его неправильно принять». К тому же сами учителя не готовы, не обучены такому. Кроме того, школьная программа сложная, а мы учимся по облегченной программе. Если бы в школе открыли специальный класс, установили пандусы, я бы с радостью отдала бы его, чтобы он учился с другими детьми. Это пошло бы на пользу, — говорит Айман Дюйскенова.

 

Специалисты образовательных учреждений подтверждают, что школы еще полностью не готовы к инклюзивному образованию. Одна из них – учитель русского языка одной шымкенской школы.

 

— К нашей школе относятся десять детей с различными заболеваниями. У нас обычная школа, поэтому нет пандусов и специальных туалетов. Поэтому школу посещает лишь один ребенок — инвалид. Остальные учатся на дому. У меня есть один такой ученик. Он учится в девятом классе. Я хожу к нему домой один раз в неделю, преподаю ему русский язык. Другие учителя ходят по два раза в неделю. Частота посещений зависит от программы. У этого ученика задержка психического развития, — говорит учитель Гульбану, не пожелавшая указывать фамилию.

 

По ее мнению, ребенок должен получать образование и воспитание не в изоляции, а в коллективе.

 

— Мой ученик c трудом разговаривает и очень стесняется этого, поэтому особо ни с кем не общается. Если бы он учился с другими детьми, всё было бы по-другому. Однако родителям не нравится, когда со здоровыми детьми учатся дети-инвалиды, они начинают жаловаться по этому поводу. Они жалуются, что «ля таких детей нужно больше времени на усвоение изученного, учителя из-за них уделяют мало внимания другим детям», — сказала Гульбану.

 

«ЗНАЧИТЕЛЬНЫХ ПОДВИЖЕК НЕТ»

 

В 72-страничном докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch, посвященном теме доступа детей с ограничениями к образованию, говорится, что «казахстанская система образования разделяет и изолирует детей с ограниченными возможностями». «Большинство детей, имеющих возможность посещать школы, учатся в отдельных классах с другими детьми с ограниченными возможностями. Спецшколы, где учатся тысячи детей, часто расположены вдали от дома. Остальные учатся на дому, в лучшем случае учителя занимаются с ними по несколько часов в неделю. В закрытых психиатрических заведениях дети получают слабое образование или не получают его вовсе», — отмечается в докладе.

 

В 2015 году Казахстан ратифицировал Конвенцию ООН по правам инвалидов и пообещал, что к 2019 году условия для инклюзии будут созданы в 70 процентах школ. В докладе международной организации Human Rights Watch говорится, что значительных подвижек в этом направлении нет.

 

Исследователь Human Rights Watch Мира Риттман считает, что «у детей-инвалидов, как и у других детей, есть право на получение качественного инклюзивного образования».

 

— Правительство должно учесть индивидуальные возможности каждого ребенка и обеспечивать ребенка той поддержкой, в которой он нуждается, чтобы он учился наравне с другими. Для некоторых это может быть тьютор. Для других это книги с большим шрифтом. Или больше времени на выполнение заданий во время уроков. В первую очередь необходимо гарантировать детям с инвалидностью доступ к качественному инклюзивному образованию наравне с другими, в том числе посредством обеспечения разумной поддержки. Еще один важный момент – это реформирование психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК). ПМПК – это группа врачей и педагогов, которые проводят оценку ребенка и выдают заключение с рекомендациями по условиям учебы. Мы рекомендуем, чтобы ПМПК выполняла лишь функции по определению индивидуальных разумных приспособлений, необходимых ребенку для получения образования в общеобразовательной школе. Между тем сейчас ПМПК определяют тип образования для детей с инвалидностью, — говорит Мира Риттман.

 

​ДОВОДЫ АСТАНЫ

 

В конце февраля этого года в Женеве в рамках сессии Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам состоялось обсуждение второго периодического доклада Республики Казахстан о принятых мерах по выполнению положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Казахстанские власти сообщили, что в более чем 800 детских дошкольных организациях и около 34 тысячах школах обучаются и воспитываются 40 тысяч детей с особыми образовательными потребностями. Кроме того, в более 200 колледжах получают специальность две с половиной тысячи студентов с инвалидностью.

Представители властей говорят, что Казахстан стремится упростить процедуру приема детей с ограниченными возможностями в образовательные учреждения.

 

— Сейчас закреплены права детей-инвалидов с особыми образовательными потребностями при приеме в организации образования, созданы условия,сняты ограничения по месту жительства этих детей. То есть любой ребенок — инвалид при получении образования претендует и имеет право обучаться в той школе, которую он выбирает, независимо от места проживания, — говорит главный специалист департамента дошкольного и среднего образования министерства Шолпан Касымова.

 

По ее словам, «для равного доступа детей к инклюзивному образованию созданы условия в 30 процентах детских и дошкольных организациях, в 70 процентах средних школ и 40 процентах технических и профессиональных организаций образования».

Согласно поправкам, внесенным в казахстанский закон «Об образовании» в 2010 году, все школы обязаны принимать детей с особыми потребностями. На деле из-за нехватки оборудования и специалистов эта политика реализуется не всегда. По официальным данным, в инклюзии нуждаются три процента несовершеннолетних в стране, это 148 тысяч детей. Особые образовательные условия созданы лишь для 40 процентов таких детей.

Маншук работает на радио Азаттык с 2004 года. Выпускница Карагандинского государственного университета имени Евнея Букетова. Работала корреспондентом на телеканалах Караганды

 

Источник: Новости Казахстана

0
Tags :

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Юр чат Invakz 
The service is currently unavailable, please try again later.
Menu
Delete last 20 messages
Make moderator
Remove from moderators
Blocking
Delete messages
Shadow ban
No connectionUnable to establish a connection to the server. Please try again later.
Oops, something went wrong. Try again later.
Connecting...