Now Reading
Концепцию инклюзивной политики до 2030 года разработали в Казахстане
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Концепцию инклюзивной политики до 2030 года разработали в Казахстане

Концепцию инклюзивной политики до 2030 года разработали в Казахстане

Министерство труда и социальной защиты разработало Концепцию инклюзивной политики в Республике Казахстан до 2030 года.

Концепция направлена на переход от медико-социальной к социально-правозащитной модели политики в отношении лиц с инвалидностью.

В документе указывается на проблемные вопросы и предлагаются пути решения.

Проблемные вопросы

1. Недостаточная инклюзивность на рынке труда

Лица с инвалидностью являются одной из наиболее экономически уязвимых групп населения. Текущие расходы на проживание, питание, оплату коммунальных услуг, включая медицинские услуги и лекарства, не обеспечивают достаточного уровня жизни, в том числе их семей.

«Несмотря на принимаемые государством меры содействия занятости, уровень трудоустройства лиц с инвалидностью в стране составляет всего 33%, тогда как в странах ОЭСР данный показатель не ниже 60-70%», — говорится в документе.

Большинство предприятий не соблюдают квоту по трудоустройству лиц с инвалидностью, не обеспечивают безопасные условия труда.

Слабо развивается профессионально-трудовая реабилитация, включающая в себя комплекс мер по возврату трудоспособности, трудоустройству или обучению новой профессии.

2. Слабая культура инклюзии

Культура инклюзивности еще не получила широкого распространения в казахстанском обществе.

Текущие практики и подходы, которые предполагают равные возможности для всех людей, независимо от их физических или интеллектуальных особенностей, не стали полноценной нормой в повседневной жизни.

Как отмечают разработчики, это стало одним из основных препятствий к формированию инклюзивного общества, где каждый человек может полностью реализовать свой потенциал и быть частью социальной и экономической жизни.

3. Ограниченный доступ к образованию

Лица с инвалидностью сталкиваются с трудностями в доступе к качественному образованию, что ограничивает их возможности для дальнейшего трудоустройства и социализации.

Отмечается недостаточная методическая подготовка педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями, отсутствие специальных условий и адаптированных программ обучения, а также недостаток непрерывного психолого-педагогического сопровождения.

Актуальными на сегодня остаются вопросы раннего выявления детей с особыми потребностями, неготовности большинства педагогов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями в инклюзивной образовательной среде, непрерывности психолого-педагогического сопровождения.

4. Равенство и дискриминация

Так, отмечается, что используемые в нормативной среде термины, такие как «умственное нарушение», «дефект», «недоразвитие», «слабоумие» и другие, характерные для традиционного медицинского понимания инвалидности, способствуют формированию в обществе культуры жалости к лицам с инвалидностью и усугубляют их стигматизацию.

В правовых документах на казахском языке применяется ряд устаревших и спорных терминов («жарымес», «сал адам», «кемтар»).

Не проводится должная экспертиза нормативных правовых актов на предмет недопущения дискриминации прав в отношении лиц с инвалидностью (инклюзивная правовая экспертиза).

Отсутствует практика применения «разумных приспособлений» местными исполнительными органами, организациями, оказывающими услуги населению, для обеспечения доступности объектов инфраструктуры и оказываемых услуг для лиц с инвалидностью.

5. Правовая незащищенность и доступ к правосудию

Сохраняется дефицит юристов и адвокатов, имеющих опыт работы с лицами с инвалидностью и знающих их специфические потребности, особенно в отдаленных сельских районах страны.

Дети с инвалидностью, в частности с психоневрологическими состояниями, исключены из числа получателей бесплатной юридической помощи.

Отсутствует должный мониторинг адаптивности мест лишения свободы, в которых отбывают наказание осужденные лица с инвалидностью, а также надлежащий контроль на предмет оказания необходимого ухода.

6. Неразвитость института поддержки семьи

Недостаточно реализуется спектр услуг для родителей и опекунов, осуществляющих уход за членами семьи с инвалидностью, слабо развита системная поддержка в области восстановления здоровья и психологической устойчивости.

Родители часто оказываются в ситуации эмоционального и физического выгорания, что негативно сказывается не только на их здоровье, но и на качестве ухода за лицами с инвалидностью.

«В совокупности такие недостатки создают дополнительные трудности для семей, затрудняя их участие в общественной жизни и ограничивая возможности для полноценной интеграции в общество детей и взрослых с инвалидностью», – говорится в документе.

Кроме того, обозначены такие проблемы, как физическая и информационная безбарьерная среда и участие в общественно-политической жизни.

Что предлагается

Видение инклюзивной политики Казахстана на 2025-2030 годы основывается на признании инвалидности как социального явления с концептуальным переходом от традиционной и медицинской моделей понимания инвалидности к социально-правозащитной модели.

 

Для этого планируется устранение существующих барьеров, ограничивающих права людей с инвалидностью, во всех аспектах – физическом, правовом, институциональном, информационном. В том числе в сферах общественной и частной жизни: здравоохранении, образовании, занятости, общественно-политической, социальной и культурной деятельности, а также в повседневной жизни.

 

Государственная инклюзивная политика будет иметь важную роль в создании и развитии инклюзивного общества, обеспечении равных возможностей, защите и продвижении прав людей с инвалидностью.

 

Реформирование политики в отношении лиц с инвалидностью затронет все сферы общественной и государственной жизнедеятельности.

В первую очередь помощь в преодолении трудностей в развитии нуждающихся детей, в их обучении, в социализации, подготовке к инклюзии, к социально-бытовой и трудовой деятельности лиц с инвалидностью будут рассматривать с позиции био-психо-социальной основы развития человека, что позволит проводить оценку индивидуальных потребностей лица с инвалидностью в комплексе, без дискриминации его трудностей и проводить комплексную помощь на основе его потребностей.

 

Концепция будет основываться на расширении сотрудничества государства, частного сектора, неправительственных организаций и реализована на следующих фундаментальных принципах:

 

1. Уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности и целостности

Достоинство каждого человека неприкосновенно. Никакие обстоятельства, включая состояние здоровья и особенности, связанные с инвалидностью, не могут служить основанием для бесправного обращения.

Лица с инвалидностью имеют право на личную самостоятельность, что подразумевает возможность принимать осознанные решения относительно собственной жизни, и на равное уважение в обществе.

2. Недискриминация

Любая форма дискриминации, ограничения и исключения, включая немотивированный отказ в разумном приспособлении, которые ограничивают права лиц с инвалидностью или препятствует их равноправному доступу к гражданским и основным свободам, недопустимы.

3. Равенство возможностей

 

Лицам с инвалидностью гарантировано равенство с остальными гражданами при осуществлении их прав на доступ к правосудию, образованию, трудоустройству и другим общественным благам.

4. Доступность

 

Физическая и информационная доступность окружающей среды, транспорта, услуг и технологических решений являются базовым условием личной самостоятельности людей с инвалидностью и их полноценного участия в общественной жизни.

Доступность является параметром качества любого объекта и услуги для населения, включая лиц с инвалидностью.

Принятие местными исполнительными органами, организациями, оказывающими услуги населению, конкретных обязательств по обеспечению условий доступности услуг и объектов инфраструктуры и проведение ими комплекса работ по выполнению взятых обязательств является приоритетной задачей обеспечения доступности.

5. Уважение прав детей с инвалидностью

 

Дети с инвалидностью имеют абсолютные и неотчуждаемые права и свободы с момента рождения.

Политика в отношении детей с инвалидностью опирается на признание их права на индивидуальность, самовыражение и нацелена на соблюдение и защиту интересов ребенка.

6. Полное и эффективное вовлечение и включение в общество

 

Лица с инвалидностью имеют право участвовать в процессах принятия решений, влияющих на их жизнь, государственную политику, местное управление и общественные процессы.

7. «Ничего о нас без нас»

 

Лица с инвалидностью принимают активное и непосредственное участие в разработке и реализации политики в отношении лиц с инвалидностью.

 

Их уникальный жизненный опыт признается важным для создания инклюзивных подходов.

В концепции также предусмотрены основные подходы развития политики в отношении лиц с инвалидностью в республике.

В Минтруда отмечают, что принятие проекта будет способствовать повышению качества жизни лиц с инвалидностью, сохранению социальных, профессиональных способностей и включению во все аспекты жизни.

Проект постановления размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 12 ноября.

По данным министерства, в Казахстане проживают 724,9 тыс. лиц с инвалидностью, что составляет 3,6% от общей численности населения. Из них имеют затруднения в передвижении – 204,9 тыс. человек, в том числе 30,5 тыс. детей (14,9%).

Количество детей с инвалидностью до 18 лет составило — 109,5 тыс., или 15,1% от общего числа лиц с инвалидностью, и 1,6% от детского населения страны (6 841 527 детей).

Проведенный анализ показывает, что наблюдается рост детской инвалидизации на 11,4% (в 2023 году – 109 496 человек, в 2022 году – 104 260 человек, в 2021 году – 98 254 человека). В структуре в основном преобладают дети от семи до 18 лет (74 928 детей, или 68,4%).

Количество получателей государственных социальных пособий по инвалидности составило 545,5 тыс. человек.

 

 

Источник: www.zakon.kz

 

0
Tags :
No More Posts
Контакты диспетчерских служб инватакси

г.Астана +7 (7172) 48-19-16, пр.Аблайхана 43/1

г.Алматы +7 (7273) 46-62-22, ул.Валиханова 115

г.Атырау +7 (7122) 36-68-42

г.Актобе +7 (7132) 77-65-65 ул.Маресьева 4, «3»

г.Актау +7 (7213) 42-94-51

г.Жезказган +7 (7102) 77-30-80

г,Караганда  +7(7212) 33 07 54+7(7212) 56 54 86 , +7(7212) 51 78 18

г.Кокшетау +7 (7162) 76-16-00, ул.Пушкина 11 «А»

г.Костанай +7 (7142) 50-33-49, ул.Павлова 65

г.Кызылорда +7 (7242) 27-81-49

г.Петропавловск + 7 (7152) 39-76-87, +7( 7132) 46-11-50

г.Семей +7 (7222) 77-42-89

г.Талдыкорган + 7 (7282) 24-34-63

г.Тараз +7 (7262) 43-57-69

г.Туркестан + 7 (725 33) 7-25-41

г.Темиртау + 7(7213) 91-45-42, +7(7213 )91-45-43

г.Усть-Каменогорск +7 (7232) 61-26-40, Сатпаева проспект 36
КШТ микрорайон

г.Уральск +7 (7112) 50-05-06

г.Шымкент +7 (7252) 43-36-77, +7(7252) 43-32-30, +7(7252) 28-38-98 (социальное такси)

г.Экибастуз +7 (7187) 22 12 89, +7(7178)75-47-85

×