Доля людей с ограниченными возможностями постоянно растет и достигла 3,7% от населения Казахстана. Но среди студентов вузов их всего 0,3–0,5%. Почему?
Начать надо с того, что выпускники школ, имеющие инвалидность, в меньшей мере стремятся получить высшее образование, чем их одноклассники, рассказывает Светлана Фазульянова, эксперт образовательного центра «Билим – Центральная Азия». Это следует из исследования, проведенного сотрудниками центра и предоставленного на обсуждение в аналитической группе «КИПР». Амбиции учиться в вузе имеет лишь каждый четвертый, да и то лишь на уровне благих намерений. Если же расспросить о конкретных планах и действиях, то число желающих можно смело делить на три.
Молодежь с особыми образовательными потребностями жестко ориентирована на профессиональную деятельность. От вузов их отпугивает в первую очередь слабость базовой подготовки. Не все уверены, что сдадут ЕНТ, не говоря уж о том, чтобы выиграть грант. Опасения о том, что вузы являются недружественной территорией для людей с инвалидностью, тоже имеются, но они на втором месте. Кроме того, среди людей с ограниченными возможностями бытует мнение, что высшее образование бесполезно – оно не гарантирует молодому специалисту ни трудоустройства, ни карьеры, ни благополучия.
Во многом такой пессимистический взгляд на жизнь понятен, признает Светлана Фазульянова. Хотя нормативная база в Республике Казахстан по отношению к людям с особыми потребностями достаточно прогрессивна и ничем не нарушает статьи 24 Конвенции о правах инвалидов, учиться в вузах им действительно тяжело. В число студентов обычно попадают относительно компенсированные: если с поражением опорно-двигательного аппарата, то все же не колясочники; если с нарушением слуха, то пользующиеся слуховым аппаратом, и так далее. С первого взгляда их от сокурсников не отличишь.
Постепенно мы пришли к тому, что пандусы есть уже практически во всех вузах. Реже можно найти туалеты для людей с инвалидностью, еще реже – дорожки для слабовидящих, и уж совсем уникальное явление – информационная табличка со шрифтом Брайля. Обычно более-менее дружественная среда для людей с ограниченными потребностями оборудуется в новых, свежепостроенных зданиях университетов, а в старых корпусах все остается по-старому.
Преподавательский состав вузов оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, толерантное отношение и психологическая готовность работать с инвалидами налицо, никого не надо агитировать за инклюзивное образование. С другой – навыков конкретной работы со студентами с теми или иными отклонениями нет. Систематическая работа в этом плане не ведется, методики отсутствуют. Какие-либо центры сопровождения, где особые учащиеся вузов могли бы получить информационную, психологическую или техническую поддержку, отсутствуют, и вообще не понятно, кто должен этим заниматься. Человеку с инвалидностью могут выделить грант или поселить вне очереди в студенческом общежитии – на этом все.
Светлана Фазульянова с горечью констатирует, что за все время проведения исследования эксперты, как ни старались, не смогли найти ни одной «классической» истории успеха, как человек, ограниченный в возможностях, благодаря своей настойчивости и труду добился заметных результатов, сделал карьеру, разбогател и тому подобное. Побудить подрастающее поколение к саморазвитию и самореализации на конкретном примере не получается.
Эксперты считают, что необходим рейтинг университетов по их отношению к лицам с особыми потребностями. Отрицательный рейтинг означал бы, что руководство вуза не делает даже того, что обязано по закону. Высокий положительный рейтинг говорил бы, что университет не ограничивается необходимым минимумом, адаптирует свои программы, внутреннюю среду и средства преподавания.
Источник: ЭкспрессК