Минувший Год молодежи многим представителям нового поколения Казахстана запомнился особыми достижениями. Начинающий режиссер Алишер Жадигеров, к примеру, впервые в жизни возглавил международное студенческое жюри седьмого МКФ “Бастау”. У “НП” была возможность познакомиться с ним поближе
— Алишер, в прошлом году вы стали победителем кинофестиваля “Бастау” и по регламенту кинофорума назначены председатем студенческого жюри. Расскажите о себе читателям.
— Учусь на третьем курсе КазНАИ имени Жургенова, в мастерской режиссера, актера Болата Калымбетова, живу в общежитии. За время учебы я снял 12 короткометражек на казахском языке, большинство из них прошли отбор на различные кинофестивали, я имел успех в Португалии и Южной Корее.
— Как деньги находите, чтобы рассчитаться с актерами, оператором?
— Это же учебные, курсовые работы не только для меня, но и для операторов, в картине они заинтересованы не меньше меня, поэтому камеру находят сами. Пока снимаю по своим сценариям, так что искать деньги на гонорары оператору, сценаристу не требовалось (смеется). Кастинг проводим в социальных сетях, сообщаем синопсис, предупреждаем, что картина студенческая, что мы оплатим актерам транспорт, такси и обеспечим едой, но гонорара за роль не будет. Те, кто любит киноискусство, стремятся попасть на съемочную площадку любой ценой. Так что мы работаем без бюджета, все дается сложно, но этот партизанский стиль мне интересен. Шесть из 12 картин я снял в своем родном ауле Кожатогай, он находится в Туркестанской области, недалеко от Арыса. Земляки с удовольствием у меня снимаются, поддерживают, как могут. К примеру, если нужна для какой-то сцены курица, они бегом несут ее мне. Детей своих отправляют на помощь, а мне говорят: “Алишер, сними и моего ребенка, пожалуйста, хоть чуть-чуть”. Кто видел мои короткометражки, знает, что я работаю в основном с детьми, мне это интересно.
— Знаете, когда в прошлом году победила ваша картина “Отау” (“Домашний очаг”), все восхитились вашим талантом работать с детьми. Церемонии награждения еще не было, а в зале зрители говорили, что “Отау” — самая сильная картина.
— Спасибо! Да, это деревенская история, которую я снял на первом курсе, в центре событий — дети. Я ставлю вопрос: зачем им нужны деньги, на этом все и закручено. Теперь хочу снять короткометражку про гонку ослов в ауле (смеется).
— Алишер, в жюри-то понравилось работать?
— Конечно, просмотрен огромный пласт новых работ, я узнал, на что способны мои сверстники из разных стран, что их волнует, какие у них проблемы и возможности. При присуждении призов мы, члены жюри, спорили допоздна. Молодые коллеги были из разных стран, но в итоге призы нашего студенческого жюри укатили в Прибалтику. Гран-при за лучший короткометражный фильм “Я спал, когда счастье проходило мимо”, режиссер Лаура Тамошюнайте (Литва); специальный приз жюри — “Зайка”, режиссер Мартинс Гаусиш (Латвия). Я знал, что при любом распределении призов в кулуарах Жургеновки меня будут останавливать земляки, говорить, что их работа лучше была. Так и должно быть, зачем же становиться режиссером, если ты в себе не уверен?.. Еще было забавно, что утром за мной к общежитию приезжала машина, чтобы повезти на просмотры, а вечером возвращала, были красивые обеды и ужины с коллегами, в общем, спасибо за оказанное уважение!
— Алишер, у вас в семье кто-то занимается творчеством?
— Нет, папа — строитель, мама — повар. Папа хотел стать врачом, ездил поступать в мединститут в Ташкеннт, но для зачисления ему одного балла не хватило. Тогда мой дед срочно продал две коровы, хотел дать взятку и выехал в Ташкент, но по дороге выпил и деньги не довез. Трагикомедия, в общем. Мне известно, что один из моих прадедов обладал поэтическим даром, однажды написал стихотворение про Сталина, еще что-то на политическую тему, и его репрессировали, потом он попал на фронт, вернулся и дождался реабилитации.
— Вы с детства мечтали о режиссуре?
— Я очень любил кино, но с детства мне выпали недетские проблемы. В 2005 году я упал с дерева, пострадал позвоночник, с тех пор у меня ограниченные возможности. Окончил специальный колледж по информатике в Кентау, в нем учились люди с особыми потребностями. Вернулся домой, два года лежал у себя дома на диване и думал: как жить дальше, что делать? И в один прекрасный день сорвался в Алматы — решил рискнуть поступить в Жургеновку. Поступил. Поначалу сложно было оказаться вдали от дома, прижиться в общежитии, вкладывать пенсию в свои фильмы, но я быстро здесь освоился, так как занимаюсь любимым делом. Андрей Тарковский говорил, что люди приходят в этот мир страдать. Именно это страдание помогает мне стремиться к высокому, к лучшему. То, что достигнуто через боль, ценится дороже.
— Какие планы на будущее?
— В январе пройдет питчинг в Государственном центре поддержки национального кино, сценарий подан, будем участвовать в конкурсе.