Удобно ли людям с особыми потребностями заказывать протезы на Портале социальных услуг? С какими сложностями они сталкиваются и что хотели бы изменить?
С начала года в республике запущен Портал социальных услуг, на котором казахстанцы с ограниченными возможностями могут самостоятельно выбирать и приобретать необходимые технические устройства и средства передвижения за счет госбюджета. Пока есть возможность заказать часть технических средств реабилитации. Перечень услуг будет поэтапно расширяться.
Координатор социальных программ Сая Абашова не понаслышке знает, как нуждаются в поддержке и участии те, кто попал в сложные жизненные ситуации. Сая и сама является получателем государственной социальной помощи с 2000 года, когда в железнодорожной катастрофе потеряла ногу.
– Я пользуюсь протезами с 16 лет. Конечно, поначалу сильно переживала, все время думала о том, почему это случилось именно со мной, но потом взяла себя в руки и сейчас смотрю в будущее с оптимизмом, – рассказывает она. – Казахстанцы, лишившиеся конечностей, не остаются брошенными на произвол судьбы. Приобретение протезов оплачивается государством. Однако есть проблемы с качеством, точнее с устаревшими технологиями. Изделие может называться «протез бедра по новой технологии», но на самом деле – технология 80-х годов прошлого века, хотя давно изобретены бионические и 3D-протезы. Мне кажется, нужно изменить подход к стандарту протезов, предоставляемых государством, ведь на рынке есть любые изделия, все упирается лишь в цену вопроса. Раньше я пользовалась стандартными протезами. Три года назад, в соответствии с законодательными нормами, как молодому и активно работающему человеку с инвалидностью управлением координации занятости и социальных программ Кызылординской области мне выдали направление на получение более технологичного и, соответственно, более дорогого изделия. У него японские составляющие: коленный модуль, протез бедра и модуль стопы. Полной индивидуальной сборкой и заказом занимались специалисты Республиканского протезно-ортопедического центра. Я ездила на примерку в Алматы, прошла курс адаптации под руководством опытных ортопедов. В течение года пользуюсь новым протезом. Я стала меньше уставать, жизнь заиграла яркими красками. Срок службы такого протеза три года – это нормально. Например, стандартный коленный модуль старого образца изнашивается быстрее. Кроме того, он непрактичный, полностью не сгибается – сложно зайти в салон автомобиля, просто прийти в гости и присесть на кресло. Цена, конечно же, отличается существенно: год назад стандартный протез для меня стоил 600 тысяч тенге, технологичный и удобный – четыре миллиона. Справедливости ради надо сказать, что казахстанцам все чаще предоставляют современные протезы. Для комфортного использования протеза нужны силиконовые чулки. Людям с инвалидностью первой и второй групп государство покрывает примерно 50% затрат на их приобретение, но при пособии по инвалидности в размере 50 тысяч тенге в месяц покупка все равно существенно бьет по карману. Стоят чулки от 100 до 350 тысяч тенге. Я приобретаю их каждый год, без силикона возникает аллергия. Почему бы не сделать шаг навстречу понятным потребностям людей с инвалидностью?
– На специальном портале сегодня можно заказать 24 из 55 видов технических средств реабилитации, остальные внедрят до июля. Каково ваше мнение об этом новшестве?
– Во-первых, несмотря на все анонсы, портал пока полностью не готов. Я отправляла запрос, но мне ответили, что у меня нет ИПР (индивидуальная программа реабилитации), хотя на самом деле есть. Во-вторых, вариант подходит тем, кто умеет управлять подобными платформами, но 90% людей с ограниченными возможностями сталкиваются с серьезными проблемами, далеко не все из них способны на должном уровне пользоваться компьютером или смартфоном. Не стоит забывать, что протез – сложный механизм, зачастую его пользователи не знают тонкостей сборки изделия. Даже люди, которые по 25–30 лет пользуются протезами, нуждаются в помощи специалистов при выборе и «приладке» изделий и их составляющих. Что говорить о тех, кто получил инвалидность недавно? Пояснили, что будут обучать специалистов при управлениях координации занятости и соцпрограмм, но за месяц этому не обучишь. Сотрудники управлений не представляют, из чего состоит протез, а тут еще необходим индивидуальный подход к пациенту. Мне лично импонирует подход, при котором предоставляют возможность выбирать изделия через портал, но я понимаю, что подавляющее большинство людей у нас к подобным нововведениям, к сожалению, не готово. Надеемся, что наши предложения разработчики учтут.
Источник: Экспресс К