Мажилисмены раскритиковали ситуацию с минимальными заработными платами (МЗП) и предложили разделить министерства труда и социальной защиты населения, передает корреспондент агентства.
«В своем послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года, президент страны Касым-Жомарт Кемелевич Токаев дал прямое поручение правительству внедрить новую методику определения МЗП. Депутатская фракция Народной партии Казахстана (НПК) неоднократно ставила перед правительством РК вопрос о необходимости пересмотра методики расчета МЗП. Решение нами предлагалось – это ратификация конвенции Международной организации труда №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учётом развивающихся стран», принятой в 1970 году», — говорится в запросе фракции МЗП в среду.
Как отмечается, эта конвенция закладывает систему защиты наемных работников от неоправданно низкой заработной платы, кроме того, содержит предложения о процедуре установления МЗП.
«Так, статья 3 данной конвенции гласит, что при определении уровня МЗП должны учитываться потребности не только самих работников, но и их семей, также должны быть приняты в расчет общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп. Помимо этого, в работе по определению уровня МЗП должны присутствовать экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности и желательность достижения и поддержания высокого уровня занятости», — уточнили парламентарии.
По их словам, здесь есть два варианта расчетов.
«Один вариант – брать за основу расчетов достаточную потребительскую корзину. Говоря просто, в этом варианте, считая размер МЗП, министерства будут брать в расчет не только свои планы, но и нужды людей, и тогда мы можем получить совсем другую сумму – ближе к реальным потребностям наших сограждан. Второй вариант – при расчетах МЗП использовать Индекс Кейтца (англ. Kaitz index). Это экономический показатель, который представляет отношение установленной законом минимальной заработной платы к усреднённой (медианной) заработной плате», — сообщили в НПК.
Международный валютный фонд предлагает считать средним значение индекса Кейтца для стран ЕС на уровне 60%, и в большинстве стран Евросоюза индекс имеет такое значение.
«Более низкий показатель свидетельствует о занижении официального минимального уровня оплаты труда по сравнению со средней заработной платой (а занижение это чревато, в том числе, малыми пенсионными отчислениями). По рекомендациям Международной организации труда, Индекс Кейтца должен составлять 50%. Ратификацию и исполнение 131-й конвенции МОТ поддерживают профсоюзы и объединения работодателей – благодаря их активной позиции в генеральное соглашение между правительством РК, республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями профессиональных союзов на 2021-2023 годы вошла задача консультаций по ратификации конвенции МОТ №131», — пояснили мажилисмены.
По их словам, год назад и в течение всей II сессии седьмого VII они поднимали этот вопрос в ряде депутатских запросов фракции НПК.
«Но вновь дежавю – ситуация с бездействием правительства и профильного министерства в сфере труда повторяется. Решение о повышении МЗП снова, как и год назад, принято главой государства в ручном режиме. Это не результат системной работы правительства в лице двух министерств – труда и социальной защиты населения и национальной экономики. Соответствующая работа ими в этом направлении не проводится, они занимается лишь отписками и имитацией бурной деятельности», — сказано в запросе.
Ситуация с МЗП это лишь верхушка айсберга проблем в сфере труда и справедливой оплаты по его результатам.
«Важнейшим многолетним проблемным вопросом, требующим своего скорейшего решения, является практика исчисления заработной платы гражданских служащих, государственных служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета и казенных предприятий на основании базового должностного оклада (БДО), составляющего Т17 697 и не менявшегося уже шесть лет с 2016 года. Накопленная инфляция за этот период составила более 150%, то есть только уровень цен в стране повысился в полтора раза и, соответственно, при неизменном размере оплаты труда реальная покупательная способность зарплат работников снизилась за этот период в полтора раза. И это только статистически, в реальности жизнь подорожала в разы», — обратили внимание депутаты.
По их словам, этот подход не учитывает ежегодное, точнее ежемесячное, повышение цен на продукты питания, одежду, услуги и не отвечает запросу наших граждан на адекватную оплату труда и качественный уровень жизни.
«Во время встреч с профсоюзами, работники различных организаций, совершенно справедливо заявляют, что в нагромождении БДО, коэффициентов, поправочных коэффициентов, различных доплат и надбавок, понять, почему начисляется именно этот размер заработной платы сложно. Мы давали свои предложения о необходимости пересмотра БДО в рамках «Программы повышения доходов населения», но они не были услышаны правительством. Это еще раз подтверждает абсолютно пассивную позицию министерства труда и социальной защиты населения, как в вопросах защиты трудовых прав казахстанцев и развития эффективных отношений в сфере Труда, так и в сфере социальной защиты», — говорится в запросе.
По мнению мажилисменов, казахстанское общество не видит наступательной активной позиции МТСЗН, в решении проблемных вопросов.
«Министерство-собес давно утратило идеологию устойчивого развитии сферы труда и социальной сферы в интересах граждан страны. Привыкнув вяло и, дежурно ссылаться на отсутствие бюджетных и законодательных возможностей. У психологов это называется синдромом выученной беспомощности», — уточнили парламентарии.
Все это, добавили они, актуализирует необходимость принятия нескольких важных институциональных решений, предлагаемых фракцией НПК и поддержанных нашими партнерами, крупнейшими Республиканскими профсоюзными объединениями – «Казахстанской Конфедерацией Труда», «Отраслевым профсоюзом угольщиков «Казуглепроф» и «Профсоюзом Металлургов «Жақтау», объединяющих более миллиона работающих казахстанцев.
«Учитывая стратегическую важность сферы труда для устойчивого социально-экономического развития страны и обеспечения достойного уровня жизни казахстанцев, а также многолетнюю неспособность МТСЗН эффективно управлять отношениями в этой ключевой сфере, целесообразным представляется разделить МТСЗ на министерство труда и министерство социального развития. Без увеличения затрат из государственного бюджета», — предложили депутаты.
По их словам, созданному министерству труда необходимо разработать новую национальную политику в сфере труда.
«Ее приоритетом должно стать решение проблем низких доходов, работающих казахстанцев, диктата интересов работодателей, прогрессирующего неравенства, несправедливой пенсионной системы, безработицы, проблем работающей бедности – когда зарплаты человеку хватает на удовлетворение только самых базовых нужд и не более. Кроме того, такой подход станет основой нового общественного договора между властью и обществом. Необходимо модернизировать систему оплаты труда Республики Казахстан с целью определения адекватного размера оплаты труда, обеспечивающего соблюдение принципов социальной справедливости с учетом дифференциации заработных плат в зависимости от уровня образования, квалификации работников, стажа работы, сложности выполняемых работ и функционала», — сообщили мажилисмены.
Они предложили разработать методику оплаты труда на основе минимальной заработной платы, а не БДО, а на время переходного периода к новой модели оплаты труда, увеличить размер БДО с учетом компенсации инфляционных издержек с 2016 года (минимум в полтора раза).
«Ратифицировать Конвенцию Международной организации труда №131 «Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран». В соответствии с Конвенцией, при определении уровня минимальной заработной платы учитывать потребности не только самих работников, но и членов их семей, а также принимать в расчет общий уровень заработной платы в стране, стоимость жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп. Все решения разрабатывать и принимать с участием профсоюзных организаций, объединений работодателей, экспертов, представителей НПО и политических партий. Все вышеизложенные пункты являются реальным механизмом справедливого распределения национального дохода и реализации положений Конституции страны о праве собственности народа Казахстана на недра и их богатства», — заключили депутаты.
Источник: kaztag.kz