Ученики Центра социальных инклюзивных программ в Алматы рассказали в проекте I-BALAQAI о ценностях, которые прививают совместные занятия с особенными детьми.
Основатели проекта I-BALAQAI — медиахолдинг Alash Media Group и Montessori Qazaqstan Public Fund. Информационный партнер — социальная сеть «ВКонтакте».
Что такое инклюзия?
Инклюзивное образование — это обучение, при котором каждый ребенок, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, включен в общую систему образования.
В 2016 году в Алматы с особенными детьми и их родителями работала команда инклюзивных специалистов. В состав команды вошла гостья эфира I-BALAQAI Салтанат Мурзалинова-Яковлева, которая решила развивать инклюзивное образование в Казахстане.
«Изначально меня пригласили в команду как активную маму. На тот момент мой старший сын был немного избалованный, залюбленный. Когда мы пришли, он начал меняться. Для меня тогда стало очевидным, что идея инклюзии, эмпатии и родительского сообщества стоящая», — вспоминает Салтанат.
Так, в 2018 году был создан общественный фонд «Центр социальных инклюзивных программ». По словам гостьи эфира, если на начальном этапе над проектом работали 10 человек, то сейчас их количество составляет около 100. Ежедневно в центр обращается не менее шести семей, из которых четыре семьи с нормотипичными детьми, и две — с особенными. Понимая важность системного развития, центр предложил такую модель, как «Городской ресурсный центр», который мог бы консультировать и помогать обществу.
В свою очередь преподавательский состав центра старается придерживаться индивидуальных траекторий и обеспечить воспитанникам эмоциональный комфорт, деликатно позволяя всем участникам ярко и полезно проявить свои уникальные качества.
«Мы не сравниваем их по тому, где они были раньше. Скорее делаем акцент на то, насколько они продвинулись вперед. Оценка создает конкуренцию, а мы стремимся ее избегать. Это одно из главных условий безопасной среды. Мы создаем внутреннее содержание через культуру, ценности и коллектив», — отмечает одна из преподавательниц.
Как отмечают в центре, к ним приходят не только дети с особыми потребностями, но и те, которые по тем или иным причинам не смогли найти общий язык со сверстниками в государственных школах.
По словам одной из воспитанниц, в центре период обучения и адаптации проходит гораздо легче, чем в стандартных школах.
«Как только создали школу, мы сразу же пришли. Здесь мне нравятся неформальные отношения между учениками и учителями, не как в обычных школах. Мы не боимся их, можем задавать вопросы не только касательно учебы и уроков. У нас дружественная атмосфера. Учителя центра проникаются предметом и сначала увлекают нас, а мы уже — особенных ребят. Создается некий круговорот: всем интересно. Этот центр сделал меня толерантнее, добрее».
«В этой школе учителя более молодые и понимающие. Они могут объяснить и солнечным детям, и нам различные темы. Отличие этого центра в атмосфере общения. У меня уже был опыт учебы с «солнечными» детьми. Был один мальчик, его обижали, и я заступался. Я уважаю этих детей, они же не сами этого захотели. Это их особенность. Могу сказать, что они очень умные ребята», — говорит другой ученик центра.
Салтанат Мурзалинова-Яковлева рассказывает про опыт США: «В Штатах есть прототип того, что мы делаем. Есть сеть центров “Северная Звезда”, и они как раз-таки про инклюзию, про ребят, которые не могут включиться в общество муниципальных школ. И мы поняли, что можем говорить: смотрите, США сделали, почему мы не можем? Их выпускники поступают в университеты, ребята с особенностями могут идти работать. Сейчас интуитивно мы делаем то, что они делают на протяжении многих лет. Списались с ними, планируем сотрудничество”.
Приводя статистику, она отмечает, что к 2050 году каждый второй ребенок в мире будет рождаться с расстройством аутистического спектра.
“Если еще недавно это был каждый 125-й ребенок, позже каждый 80-й, сейчас – каждый 40-й. Растет и количество детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. Мы не знаем, что на это влияет, цифровизация, образ жизни, либо пандемическая ситуация где-то сильно повлияла на детей…
Но дети отражают то, что нас окружает. И это факт».
Источник: Tengrinews