Люди с ограниченными возможностями бьют тревогу – высшее образование для них сегодня практически недоступно. Для сравнения: если в школах обучаются 150 тысяч детей с инвалидностью разной категории, в колледжах – 2000 ребят, то в вузах – всего 350 студентов.
Одной из главных причин, препятствующих учебе, сами люди с ограниченными возможностями считают полное отсутствие условий в вузах. С бытовой точки зрения – нет лифтов, пандусов, адаптивных туалетов и т.д. С точки зрения получения знаний – нет сурдопереводчиков, лингафонных кабинетов, учебников с укрупненным шрифтом или шрифтом Брайля. В итоге те немногие выпускники школ и колледжей с ограниченными возможностями, которые поступают в вузы, на самом деле не получают профессиональных знаний.
Картина такова, что зачеты, экзамены и хорошие баллы инвалидам ставят чуть ли не автоматом из жалости, чтобы студенты не лишились стипендии. Это порождает иждивенческое настроение и профнепригодность в будущем. В итоге это потраченные зря средства из бюджета, а из вуза выходят нереализованные личности, — уверен руководитель Молодежной организации людей с ограниченными возможностями «Жiгер» Пархад Юсупджанов. – Мы считаем, что проблему нужно решать комплексно. И создав условия, требовать хороших знаний наравне с другими студентами. Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов. И согласно 25 статье Конвенции, государство обязуется обеспечивать инклюзивное образование в вузах.
— Какие первые практические шаги на пути к этому вы видите?
-Мы будем добиваться у депутатов и в Министерстве образования законодательных изменений. Необходимо привести Закон РК об образовании в соответствие с Конвенцией, ввести понятия «Разумное приспособление» и «Центр поддержки студентов с ограниченными возможностями». Если говорить простым языком, то нужно разработать и внедрить практические инструкции по инклюзивному образованию в вузе. Например, на сегодня все люди с ограниченными возможностями освобождены от занятий по физической культуре. А это неправильно! Им просто нужна другая «доза» нагрузки, другой комплекс упражнений. Помимо создания комфортных бытовых условий пребывания в вузе, мы просим государство создать в каждом вузе Центры поддержки студентов с ограниченными возможностями. Такие центры есть в крупнейших вузах Европы и Америки, они пользуются большим спросом и популярностью.
— Что центры дают студентам?
— Здесь работают специально обученные координаторы, которые могут оказать необходимую квалифицированную консультативную или психологическую помощь. Такие центры оборудованы специальным оборудованием, которые сканируют необходимую информацию и адаптируют для людей с разными типами инвалидности. В Казахстане такое оборудование есть только в Назарбаев Университете и КазНПУ им. Абая. Мы считаем, что Центры поддержки студентов с ограниченными возможностями должны быть во всех вузах, независимо от формы собственности. И тогда ребята могли бы выбирать вуз не по тому принципу, где больше условий. А согласно своим интересам, способностям и талантам.
— Есть какие-то примерные расчеты финансовых вложений центров и кто их должен на себя взять?
— Так как в казахстанских вузах нет большой конкуренции за студентов-инвалидов, то расходы должно взять государство. По нашим подсчетам, на начальном этапе создание таких центров обойдется в 15 миллионов тенге. Разумеется, в этих расчетах не учтены затраты на инфраструктуру, так как они в каждом вузе индивидуальны. На следующем этапе, после создания центров, уже могут подключиться сами вузы и взять на себя расходы по содержанию штатных координаторов, оплате коммунальных услуг и т.д. В вузах ректоры должны разработать внутренние правила по внедрению инклюзивного образования и брать на себя ответственность за реализацию этих правил. Ведь, создав условия, они получают приток новых студентов. Хочу привести пример, как этот вопрос решается за рубежом. Например, в Украине, если нет равных возможностей для обучения, вуз лишают лицензии. В Японии вместе с грантовскими деньгами за каждого инвалида государство выделяет для вуза дополнительные финансовые средства для создания условий. Поэтому нам тоже необходимо законодательно закрепить права на равные условия для обучения.
— Есть ли у современных казахстанских школьников-инвалидов стремление получить высшее образование?
Когда мы учились, мы всеми способами пытались «вырвать» знания у педагогов. Так как понимали, что во многом от этого зависит наше будущее. Сейчас у детей такой тяги к знаниям нет. Так как они не видят перспектив после липовой «корочки» в вузе. Их жалеют, но потом эта жалость выходит боком. Мы за то, чтобы на корню решить проблему и создать условия для ребят. А потом и требовать наравне с другими студентами. Ведь люди, которые получают качественное образование, будут конкурентоспособными на рынке труда, не будут сидеть на иждивении у государства, а смогут себя реализовать как личности.