Now Reading
В вузах Казахстана для обучения инвалидов нет условий
Inva.kz информационный портал социальных новостей Казахстана. Инва кз > Новости > Образование > В вузах Казахстана для обучения инвалидов нет условий

В вузах Казахстана для обучения инвалидов нет условий

Люди с ограниченными возможностями бьют тревогу – высшее образование для них сегодня практически недоступно. Для сравнения: если в школах обучаются 150 тысяч детей с инвалидностью разной категории, в колледжах – 2000 ребят, то в вузах – всего 350 студентов.
Одной из главных причин, препятствующих учебе, сами люди с ограниченными возможностями считают полное отсутствие условий в вузах. С бытовой точки зрения – нет лифтов, пандусов, адаптивных туалетов и т.д. С точки зрения получения знаний – нет сурдопереводчиков, лингафонных кабинетов, учебников с укрупненным шрифтом или шрифтом Брайля. В итоге те немногие выпускники школ и колледжей с ограниченными возможностями, которые поступают в вузы, на самом деле не получают профессиональных знаний.
Картина такова, что зачеты, экзамены и хорошие баллы инвалидам ставят чуть ли не автоматом из жалости, чтобы студенты не лишились стипендии. Это порождает иждивенческое настроение и профнепригодность в будущем. В итоге это потраченные зря средства из бюджета, а из вуза выходят нереализованные личности, — уверен руководитель Молодежной организации людей с ограниченными возможностями «Жiгер» Пархад Юсупджанов. – Мы считаем, что проблему нужно решать комплексно. И создав условия, требовать хороших знаний наравне с другими студентами. Казахстан ратифицировал Конвенцию о правах инвалидов. И согласно 25 статье Конвенции, государство обязуется обеспечивать инклюзивное образование в вузах.
Какие первые практические шаги на пути к этому вы видите?
-Мы будем добиваться у депутатов и в Министерстве образования законодательных изменений. Необходимо привести Закон РК об образовании в соответствие с Конвенцией, ввести понятия «Разумное приспособление» и «Центр поддержки студентов с ограниченными возможностями». Если говорить простым языком, то нужно разработать и внедрить практические инструкции по инклюзивному образованию в вузе. Например, на сегодня все люди с ограниченными возможностями освобождены от занятий по физической культуре. А это неправильно! Им просто нужна другая «доза» нагрузки, другой комплекс упражнений. Помимо создания комфортных бытовых условий пребывания в вузе, мы просим государство создать в каждом вузе Центры поддержки студентов с ограниченными возможностями. Такие центры есть в крупнейших вузах Европы и Америки, они пользуются большим спросом и популярностью.
Что центры дают студентам?
— Здесь работают специально обученные координаторы, которые могут оказать необходимую квалифицированную консультативную или психологическую помощь. Такие центры оборудованы специальным оборудованием, которые сканируют необходимую информацию и адаптируют для людей с разными типами инвалидности. В Казахстане такое оборудование есть только в Назарбаев Университете и КазНПУ им. Абая. Мы считаем, что Центры поддержки студентов с ограниченными возможностями должны быть во всех вузах, независимо от формы собственности. И тогда ребята могли бы выбирать вуз не по тому принципу, где больше условий. А согласно своим интересам, способностям и талантам.
Есть какие-то примерные расчеты финансовых вложений центров и кто их должен на себя взять?
— Так как в казахстанских вузах нет большой конкуренции за студентов-инвалидов, то расходы должно взять государство. По нашим подсчетам, на начальном этапе создание таких центров обойдется в 15 миллионов тенге. Разумеется, в этих расчетах не учтены затраты на инфраструктуру, так как они в каждом вузе индивидуальны. На следующем этапе, после создания центров, уже могут подключиться сами вузы и взять на себя расходы по содержанию штатных координаторов, оплате коммунальных услуг и т.д. В вузах ректоры должны разработать внутренние правила по внедрению инклюзивного образования и брать на себя ответственность за реализацию этих правил. Ведь, создав условия, они получают приток новых студентов. Хочу привести пример, как этот вопрос решается за рубежом. Например, в Украине, если нет равных возможностей для обучения, вуз лишают лицензии. В Японии вместе с грантовскими деньгами за каждого инвалида государство выделяет для вуза дополнительные финансовые средства для создания условий. Поэтому нам тоже необходимо законодательно закрепить права на равные условия для обучения.
Есть ли у современных казахстанских школьников-инвалидов стремление получить высшее образование?
Когда мы учились, мы всеми способами пытались «вырвать» знания у педагогов. Так как понимали, что во многом от этого зависит наше будущее. Сейчас у детей такой тяги к знаниям нет. Так как они не видят перспектив после липовой «корочки» в вузе. Их жалеют, но потом эта жалость выходит боком. Мы за то, чтобы на корню решить проблему и создать условия для ребят. А потом и требовать наравне с другими студентами. Ведь люди, которые получают качественное образование, будут конкурентоспособными на рынке труда, не будут сидеть на иждивении у государства, а смогут себя реализовать как личности.

Источник

 

0

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

No More Posts
Юр чат Invakz 
The service is currently unavailable, please try again later.
Menu
Delete last 20 messages
Make moderator
Remove from moderators
Blocking
Delete messages
Shadow ban
No connectionUnable to establish a connection to the server. Please try again later.
Oops, something went wrong. Try again later.
Connecting...