Казахстану рекомендуют создавать стимулы для трудоустройства пенсионеров и инвалидов. 17 Июля 2017
Организация экономического сотрудничества и развития представила Казахстану рекомендации по развитию программ занятости в рамках двухлетнего проекта «Обзор политик, ориентированных на три группы: молодежь, пожилые работники и защита уязвимых групп населения». Как пояснил вице-министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов, этот проект основывается на работе ОЭСР за последнее десятилетие в области занятости молодежи, лиц предпенсионного возраста и целевой социальной поддержки людей с ограниченными возможностями. Глава директората по занятости, трудовым и социальным отношениям ОЭСР Стефано Скарпетта, представляя итоговый доклад, отметил, что в решении проблем безработицы казахстанское правительство уже достигло больших успехов, поэтому сегодня необходимо сместить фокус на другие аспекты этой работы. Так, считает эксперт, «проблема не в количестве рабочих мест, их достаточно создается в Казахстане». «Проблема в качестве этих рабочих мест. Это возможность карьерного роста, это заработная плата, это возможности которые они дают работникам», – подчеркнул он. Также нужно сосредоточиться и на квалификации работников, не только увеличивая уровень дохода безработных, но и повышая их компетенцию, чтобы они были устойчивы на современном рынке труда. Господин Скарпетта отметил, что для трудоустройства молодежи необходимо оценить не только состояние рынка труда, но и уровень квалификации молодых соискателей работы. «Многие молодые люди могут легко найти работу, и у многих серьёзные проблемы, у них низкая квалификация. Работодатели даже не знают, что они получат, наняв такого молодого человека», – объяснил он. При этом эксперт заметил, что в Казахстане отмечен низкий уровень регистрации молодежи в государственной службе занятости. Проблема в том, что многие молодые люди считают, что государственная служба занятости им не поможет. При этом господин Скарпетта подчеркнул, что подобная ситуация есть не только в Казахстане, но и во многих странах ОЭСР. Второй принципиально важный блок трудового рынка – это пожилые работники. Эксперт ОЭСР полагает, что сегодня необходимо усиливать их занятость, создавая стимулы для участия пожилых людей на рынке труда. «Очень низкая пенсия в Казахстане, коротий возраст дожития, поэтому мало стимулов оставаться на рынке труда. Люди могут выйти на пенсию и перейти в какой-то теневой неофициальный сектор, и это еще одна проблема. Переход к новой системе пенсионных накоплений, может быть, даже простимулирует работников дольше оставаться на рынке труда», – констатировал эксперт. По его мнению, еще одним стимулом могут стать определенные финансовые или налоговые льготы для людей, работающих уже после выхода на пенсию. «Нужно усиливать занятость пожилых людей, создавать стимулы для групп этих работников участвовать на рынке труда. Также нужно работать с работодателями, чтобы они нанимали и удерживали на работе пожилых работников», – подчеркнул он. Еще один значимый вопрос – это трудоустройство людей с ограниченными возможностями. В Казахстане это проблемный вопрос – сегодня работают порядка 30% инвалидов. Здесь ОЭСР предлагает работать с работодателями, чтобы они создавали условия труда, адаптированные для людей с ограниченными возможностями. «Например, ряд стран снимают нагрузку с работодателя», – пояснил господин Скарпетта. При этом в работе с инвалидами «фокус необходимо сместить с того, что они не могут, на то, что они делать могут». В свою очередь, вице-министр труда констатировал, что, несмотря на принимаемые меры, проблемы еще остаются, в частности, «сохраняется формальная занятость и скрытая безработица». «У нас есть люди, которые работают, но они получают зарплату в конвертах. Есть большая доля людей, которые относятся к самозанятому населению, но они имеют очень маленький доход, то есть они непродуктивно самозанятые. По статистике, из двух миллионов работников самозанятых порядка 300 тысяч, но мы в министерстве провели очень большой опрос, мы считаем, что непродуктивно самозанятых в стране больше. Более миллиона человек, может, по терминологии они самозанятые, но с общечеловеческой позиции – это люди, которым требуется работа, постоянный источник дохода», – сказал господин Нурымбетов. При этом реформирования требует и работа центров занятости. Вице-министр подчеркнул, что работа в этом направлении уже начата. «Мы хотим, чтобы они были ориентированы прежде всего на работодателя, на получение качественных вакансий. С другой стороны, мы должны совершенствовать работу с соискателями. Если вы ищете, то вы должны эту работу найти, – объяснил он. – Например, в прошлом году работодателями представлено в центры занятости 544 тысячи вакансий, о которых знает Центр занятости, но не знает население. Знают только те, кто обратился в центры занятости. С другой стороны, 518 тысяч человек в прошлом году обратились в центры занятости, которым предлагались эти вакансии. Но о том, что столько человек ищут работу, не знают работодатели, не знают частные агентства занятости. Поэтому мы сегодня проводим огромную реформу, мы меняем стандарты работы центров занятости. С другой стороны, мы создаем электронную биржу труда, где вакансии будут доступны для всего населения, а безработные соискатели будут доступны для работодателя. Это будет очень большая доступная информация». Напомним, что, согласно заявленным планам, электронная биржа труда должна начать работать в полном объеме уже до конца текущего года.
Ирина Севостьянова