Из книги «Жертвоприношение»
©Ринат Сабитов, 2014
Будни
Работать в школе — ответственно и почетно. На совести любого учителя — судьба и будущее ребенка. И помня об этом, учитель, любящий свою работу и понимающий, какой груз ответственности на нем, никогда не станет пренебрегать своей работой, прикладывая все усилия для того, чтобы сделать из маленького несмышленого создания человека с большой буквы. Понимаю, звучит пафосно, и до смешного наивно, но именно эта ответственность и является тем самым скрытым от взоров стержнем всего образования. Научить и воспитать… И это — работа не только учителя в школе.
Очень прошу родителей помнить, что учитель — это человек. Такой же, как и вы, и у него не самая спокойная во всех отношениях работа. И прежде чем обвинять во всех грехах учителя, подумайте — мажет проблема в вас и вашей семье? Может, проблема в семейном воспитании? Школа в первую очередь учит ребенка, а воспитывает семья. Школьное воспитание — только дополнение к воспитанию в семье.
В конце 2001 года, когда мы впервые получили факс о проведении соревнования научных проектов школьников, о таком мероприятии никто не слышал. По названию догадывались, что мероприятие серьезное. Но не более того. И только когда пришло положение о проведении такого соревнования, всё стало более или менее понятно.
Как-то, в перерыве между сменами, в своём кабинете нас собрал завуч по науке.
В тот день стояли и сидели, внимая словам Галии Шакировны, пять учителей. Историк Талгат Найманбаевич, физик Нина Петровна, математик Светлана Ивановна, я и химик Лейла Сергазиевна. Фамилии не указываю нарочно, кто знает о ком идёт речь — поймёт и так. А кому эти люди неизвестны — так и фамилии их знать незачем. Внимательно выслушав завуча, мы растерянно переглядывались, словно находящийся рядом всё понял и сейчас доходчиво объяснит услышанное. Но все молчали, «переваривая» полученную только что от завуча информацию.
— Таким образом, — подытожила Галия Шакировна, — вам нужно провести работу в старших классах на предмет участия в данном мероприятии. Только предупредите, что всё серьезно и эта работа потребует как умственных, так и материальных, затрат.
И началась работа по подготовке к соревнованию проектов. Найти желающих оказалось не таким легким делом, как показалось вначале. Многие просто отказывались, едва услышав об условиях соревнования. Это не спортивные состязания, а занятие куда сложнее.
Наконец, недели через три или четыре, мы все нашли себе кандидатов. Теперь осталось определиться с темой и начать подготовку.
Работать со мной согласилась ученица 10 класса. Меня это устраивало: если всё сложится благополучно, на следующий год можно продолжить работу над проектом. Дополнить этот, что начнём развивать сейчас, или начать работу над новым.
Карина была заинтересована в работе над проектом. Она была настроена поступить в престижный ВУЗ столицы, и желательно по гранту. А участие в такого рода мероприятиях, где в жюри сидят, как минимум, кандидаты наук, добрая половина которых из того самого заведения, это прекрасная возможность обратить на себя внимание.
Я предложил ей самой выбрать тему гуманитарного направления. Карина долго думала, но так и не смогла определиться. Тогда я предложил ей тему, связанную с молодежью. Это было актуальное направление, которое имело все шансы на успех.
Тема проекта: «Проблема адаптации молодёжи в современном обществе». За точность названия темы не ручаюсь, прошло много времени с тех пор, но общий смысл я передал.
Материал собирали вместе. Карина в свободное от учёбы и тренировки время, а она занималась гандболом уже пятый год, проводила в городской библиотеке. Я вёл поиск в научной библиотеке. Спустя месяц у нас были кое-какие наработки, которые позволили нам начать работу.